Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезная информация

















Яндекс.Метрика





Малышев, Вячеслав Александрович

Вячеслав Александрович Малышев (3 [16] декабря 1902, Усть-Сысольск — 20 февраля 1957, Москва) — советский государственный деятель, один из плеяды «сталинских наркомов», наряду с И. Ф. Тевосяном, Б. Л. Ванниковым, Д. Ф. Устиновым, А. Н. Косыгиным, руководивших созданием индустрии Советского Союза в конце 30-x — начале 50-х годов XX века, Герой Социалистического Труда (1944 г.), генерал-полковник инженерно-технической службы (1945 г.).

Биография

Происхождение, ранние годы и юность

Родился 3 (16) декабря 1902 года в городе Усть-Сысольск в семье Александра Николаевича Малышева и был четвёртым ребёнком в семье из шести детей. Отец — Александр Николаевич Малышев (ум. 1928), окончил Петербургский учительский институт, после чего был направлен в город Яренск, где работал учителем. В 1892 году Александр Николаевич женился на Елене Константиновне Поповой, дочери мещанина и земского служащего К. Н. Попова. Вскоре после свадьбы Александр Николаевич получил должность преподавателя, а затем и учителя-инструктора в Усть-Сысольском городском училище, где работал вплоть до рождения Вячеслава. В 1904 году Александр Николаевич получил предложение о работе в училище в Великих Луках. По вероисповеданию Александр Николаевич был атеистом, а мать была православной.

В течение двух лет Вячеслав Малышев работал секретарём в суде, а в 1920 году, после двух лет работы, поступил в Великолукское техническое железнодорожное училище. По состоянию на 1920 год, часть железнодорожников уже не пользовались униформой, а Вячеслав Малышев имел из формы лишь фуражку. В училище Малышев был избран председателем студенческого комитета, руководителем научно-технического кружка, который был им же организован.

Вячеслав Малышев был направлен на практику в депо «веерного» типа, которое находилось в полуразваленном состоянии, однако в этом депо находились грузовые паровозы типов Э («Эшка»), Щ («Щука») и О («Основной»), а также пассажирские паровозы типов ВВ и СУ. Во время практики Малышев начал размышлять о том, как увеличить мощность паровозов.

В 1924 году в возрасте 22 лет окончил Великолукское техническое железнодорожное училище.

Трудовая деятельность

В 1924—1926 годах работал помощником машиниста в железнодорожном депо Подмосковная Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги. В 1926 году вступил в ВКП(б). В 1926—1927 годах служил в РККА: секретарь бюро ВКП(б) батальонной школы, политрук команды.

С 1927 года — машинист депо Подмосковная, затем депо Люблино Московско-Курской железной дороги. Окончил МВТУ имени Баумана в 1934 году.

В 1934—1939 годах — конструктор, заместитель начальника особого сектора конструкторского бюро, заместитель главного конструктора завода, заместитель начальника и начальник дизельного цеха, главный инженер, директор Коломенского завода им. В. В. Куйбышева.

Делегат XVIII съезда ВКП(б), выступил с программной речью о подготовке советской индустрии к возможной Второй мировой войне.

  • 1939—1940 — народный комиссар тяжёлого машиностроения СССР.
  • 1940—1944 — заместитель председателя СНК СССР и председатель Совета по машиностроению при СНК СССР. Одновременно в 1940—1941 годах — народный комиссар среднего машиностроения СССР, а в 1941—1942 и 1943—1945 годах — народный комиссар танковой промышленности СССР.

24 июня 1941 года выступил с докладом о насущных нуждах танковой промышленности на заседании Политбюро ЦК ВКП (б). В постановлении по докладу была поставлена задача создания производства танков в Поволжье и на Урале, увеличение выпуска танков КВ, Т-34, Т-50, артиллерийских тягачей и танковых дизелей. Образованный 11 сентября 1941 года Наркомат танковой промышленности во главе с В. А. Малышевым осуществлял во время войны руководство производством танков. За исключительные заслуги в организации работы танковой промышленности и выпуск первоклассной боевой техники в 1944 году В. А. Малышеву присвоено звание Героя Социалистического Труда.

  • 1945—1947 — народный комиссар (министр) транспортного машиностроения СССР. С 30 ноября 1945 года вошёл в состав инженерно-технического совета Специального комитета, руководил второй секцией — строительство завода 813 (современный Уральский электрохимический комбинат). Научно-инженерные разработки курировал сотрудник лаборатории № 2 И. К. Кикоин. Другим важным направлением работы было решение кадровых вопросов: по распоряжению Л. П. Берии М. Г. Первухин, В. А. Малышев, Б. Л. Ванников и А. П. Завенягин комплектовали научными и инженерными кадрами секции совета, подбирали экспертов для решения отдельных вопросов.
  • 1947—1953 — заместитель председателя Совета Министров СССР. Одновременно в 1948—1949 годах — председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство, в 1950—1952 годах — министр судостроительной промышленности СССР.
  • март—июнь 1953 — министр транспортного и тяжёлого машиностроения СССР.
  • 1953—1956 — заместитель председателя Совета Министров СССР, одновременно в 1953—1955 годах — министр среднего машиностроения СССР.
  • С мая 1955 года — председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по новой технике, одновременно с декабря 1956 года — первый заместитель председателя экономической комиссии Совета Министров СССР по текущему планированию народного хозяйства — Министр СССР.

В 1955 году возглавлял правительственную комиссию, которая занималась расследованием катастрофы линкора «Новороссийск».

Делегат XIX и XX съездов КПСС, член ЦК КПСС с 1939 года, в 1952—1953 годах — член Президиума ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 1—4-го созывов.

Воинское звание — генерал-полковник инженерно-танковой службы (единственное присвоение), затем (с 1945 года) генерал-полковник инженерно-технической службы.

Умер от лучевой болезни, через четыре года после посещения в 1953 году полигона, на котором производились испытания первой советской термоядерной бомбы. Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены.

Память

Именем Малышева названы:

  • Улицы в Москве и многих других населённых пунктах бывшего СССР.
  • Харьковский завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева в Харькове.
  • Памятник Малышеву в Сыктывкаре.
  • Школа № 25 в Сыктывкаре. Также в Республике Коми ежегодно проводится Республиканский турнир по самбо среди юношей и девушек 13—14 лет, 11—12 лет памяти В. А. Малышева.

Награды и звания

Вячеслав Александрович Малышев был награждён следующими наградами и званиями:

  • Звание Герой Социалистического Труда (5 августа 1944);
  • Медаль «Серп и Молот» (5 августа 1944 — № 196);
  • 4 ордена Ленина (15 апреля 1939; 6 июня 1942; 5 августа 1944 — № 19034 и 15 декабря 1952);
  • орден Суворова I степени (16 сентября 1945);
  • Орден Кутузова I степени (19 апреля 1945);
  • Лауреат двух Сталинских премий (???? и 1951);
  • Медаль «За оборону Сталинграда»;
  • Медаль «За оборону Москвы»;
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
  • ряд прочих медалей.