Алёна Кирцова (род. 1954, Баренцбург, остров Шпицберген) — современная российская художница. Номинант премии Кандинского 2007 года. Практикует абстрактную живопись. Живёт и работает в Москве.
Биография
В 1973—1975 училась живописи в частной школе андерграундного художника Василия Ситникова (Москва).
В 1986—1987 была одним из учредителей и членом любительского объединения «Эрмитаж» (Москва).
В 1993 стала соучредителем фонда «Утопия» (Москва). Живёт и работает в Москве.
С 1977 участвовала в выставках. Персональные выставки проходили в Москве, Франкфурте и Санкт-Петербурге.
Произведения Кирцовой хранятся в Русском музее (Санкт-Петербург), Третьяковской галерее (Москва), Музее Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк), Музее современного искусства в Авиньоне (Фрнация), в Zimmerly Art Museum в Нью-Брусвике (США) и частных коллекциях.
В начале 1980-х предложила свою версию геометрической абстракции, редуцировавшей к чистым формам реальные визуальные образы — окна, лестницы, двери, углы. В 1990-е основой её абстрактных композиций становится опыт эмоциональных переживаний, испытанных чувств, воспоминаний. Жесткую геометрию сменяет пульсирующая живописная ткань, определённость уступает место бесконечной изменчивости.
Алёна Кирцова владеет душой знаменитого художника Энди Уорхола. У неё на руках есть официальный сертификат с подписью. Уорхол продал свою душу за 0 долларов русским художникам Комару и Меламиду на аукционе по продаже душ в Нью-Йорке. Это было первым мероприятием, которое друзья провели на территории штатов, как акт первой беспошлинной торговли между США и СССР. Алена Кирцова выкупила этот сертификат случайно за 36 рублей 19 мая 1979 года уже на московском аукционе. По легенде организаторы мероприятия не ожидали этого и всячески пытались перекупить документ, но Кирцова каждый раз отвечала отказом. Отказала она и владельцу нью-йоркской галереи Рональду Фельдману, который после смерти Уорхола предлагал 5000 долларов.
В 2007 году стала номинантом премии Кандинского, а в 2014 попала в лонг-лист.
Выставки
- 13 ноября 2019 - 12 января 2020 - выставка Геометризмы. 1950е -2010е, Новая Третьяковка, Москва.
- В 2017 году с 3 марта по 9 апреля — персональная выставка «ВхШхГ» в Totibadze Gallery.
- В 2014 с 26 апреля по 8 июня — персональная выставка «Серая шкала», организованная Stella Art Foundation в Скарятинском переулке.
- В 2010 году с 28 сентября по 24 октября — персональная выставка «Вещество» в Московском музее современного искусства.
«Цельная, красивая, логичная, демократичная и одновременно привлекательная для любителей тихих изысков. Ещё это вполне трогательная, нежная выставка. Хочется сказать — женственная». — Ольга Кабанова, журнал Art Хроника.
- В 2010 году с 21 мая по 20 июня — персональная выставка «Север», организованная Stella Art Foundation в Скарятинском переулке.
«… кажется, что Кирцова пишет мало и коротко не из предпочтения беспредметного сюжетному, не потому, что хочет быть современной или следовать заветам европейских минималистов или американских абстракционистов, а из-за почти болезненной чувствительности и восприимчивости, особенно к цвету. Из преклонения перед абсолютным совершенством и грандиозностью цветовой палитры природного мира». — Ольга Кабанова, Ведомости.
«Видно, что глаз художницы, родившейся на острове Шпицберген, особо чувствителен к этой наспех прикрытой лишайниками и облаками первозданной наготе Севера. И ещё видно, что её так называемый минимализм сугубо органической и вовсе не западнической, а почвеннической, русско-авангардной этиологии». — Анна Толстова, Коммерсантъ.
- С 23 ноября 2006 по 14 января 2007 года — персональная выставка «Справочник по цвету», организованная Stella Art Foundation на Мытной улице.
- В 2002 году — персональная выставка «Ретроспектива» на Неглинной.
«Прочитав подписи на этикетках, обнаруживаешь, что эти как будто пустые картины — никакие не абстракции, а самый что ни на есть реализм… Неожиданное превращение абстракции в натурализм доставляет настоящее удовольствие, это именно то, чем обычно и радует живопись». — Милена Орлова, Коммерсантъ.