Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Метелица (танец)

Метелица (укр. Метелиця, белор. Мяцеліца, Завейніца) — русский, украинский и белорусский народный молодёжный хороводный игровой танец с быстрой сменой фигур и многообразными кружениями, напоминающими метель. Это танец зимних гуляний молодёжи, который обычно устраивался на праздник на сельской площади или на замёрзшем пруду.

Бытовой танец

Танцоры кружатся в стремительном хороводе, изображая метель. Метелицу исполняют вместе с пением или только под музыку. Хоровод «метелицы» построен на одном-двух несложных движениях. Ведущая пара увлекает за собой всю вереницу танцующих то по кругу, то восьмеркой, то «улиткой», а иногда закручивает всех в «сугроб», скученный в центре.

Собираются в пары, берут в руки махрачки, т. е. полотенца, или поясы и становятся в ряд. Раздаются музыка и напев, и в одно мгновение поднимается точно метелица. Все пары бросаются вдруг, первая, проскочив под полотенцем, пропускает вторую пару, бросается под полотенце третьей, пропускает четвёртую и т. д. Всё это делается с неимоверною быстротою и всеми парами разом. Надобно удивляться, как стройно, скоро и даже грациозно совершается эта кутерьма. При этом поют.

Киркор А. К. Этнографический взгляд на Виленскую губернию

Основным коленцем танца является скользящее движение «шага-бега», чередовавшееся с притоптываниями каблуками о землю в замысловатых ритмах. Танец исполняют в основном женщины. У белорусов этот танец исполнялся часто на одном движении: простой бег с полотенцами в руках, при помощи которых участники изображали метель.

В украинском варианте это круговой танец, в центре которого одна пара. Тенец исполняется особой походкой с подскоми, а у мужчин — с присядкой. Импровизированные движения и специальный шаг должны воспроизводить снежную метель. У украинцев танец обычно исполняется с сопровождением хора, исполняющего песню.

Сценический вариант

Танец был введён в первую белорусскую комическую оперу «Селянка» в финал первого акта. Либретто: В. Дунин-Марцинкевич, музыка: С. Монюшко (1852).

В сценических вариантах в танце иногда принимают участвие и мужчины, могут добавляться движения «игра в снежки, катания на санях, игра в чехарду, карусель» и другие.