Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезная информация

















Яндекс.Метрика





Золотой век (балет)

«Золотой век» — балет Дмитрия Шостаковича на либретто Александра Ивановского. Премьера: Ленинградский государственный театр оперы и балета, 1930.

Сюжет

Действие разворачивается на Западе в некой капиталистической стране во время промышленной выставки «Золотой век», куда прибывает советская футбольная команда. В одного из футболистов влюбляется танцовщица — Дива. Советские футболисты выигрывают матч у команды «фашистов», их арестовывает враждебная полиция, но затем триумфально освобождает пролетариат.

История постановки

В конце 1920-х годов Управлением государственных театров был объявлен конкурс на сценарий современного балета. Лучшим было признано либретто кинорежиссёра Александра Ивановского «Динамиада» (от названия команды «Динамо») с сюжетом из жизни советской футбольной команды, сталкивающейся с «развращённой» молодёжью буржуазного Запада. Музыку заказали Дмитрию Шостаковичу, который, несмотря на молодость, был уже известным композитором. К тому же он был страстным любителем футбола, а потому к работе приступил с особым энтузиазмом.

«Золотой век» был закончен в октябре 1929 года и впервые поставлен в Ленинградском государственном театре оперы и балета в 1930 году. Балет включал ряд западных «буржуазных» танцев (канкан, фокстрот, танго, чечётка), а также сцены бокса, игры в карты и футбольного матча. В 1931 спектакль был снят с репертуара из-за многочисленных негативных отзывов прессы. Позднее[когда?] на «Золотой век» в числе других произведений Шостаковича пресса навесила ярлык «формализма».

Сценическая жизнь

Ленинградский театр оперы и балета — Мариинский театр

Премьера состоялась 26 октября 1930 года. Состоялось десять представлений балета в 1930 году и восемь — в 1931-м.

Балетмейстеры-постановщики Василий Вайнонен, Леонид Якобсон и В. П. Чеснаков, режиссёр Эммануил Каплан, художник-постановщик Валентина Ходасевич, дирижёр-постановщик Александр Гаук. Парии исполняли:

  • Комсомолка — Галина Уланова
  • Дива — Ольга Иордан
  • Западная комсомолка — Ольга Мунгалова
  • Фашист — Борис Шавров
  • Ангел мира — Алла Шелест

Постановка 2006 года

Премьера состоялась 28 июня 2006 года. Состоялись три представления балета в Мариинском театре и три — в лондонском театре «Колизеум».

Автор либретто Константин Учитель, балетмейстер-постановщик Ноа Гелбер, художник-постановщик Зиновий Марголин, художник по свету Глеб Фильштинский, художник по костюмам Татьяна Ногинова, дирижёр-постановщик Туган Сохиев. Партии исполняли:

  • Софи — Ирина Голуб, (затем Дарья Павленко)
  • Александр — Михаил Лобухин
  • Софи в старости — Габриэла Комлева
  • Александр в старости — Сергей Бережной
  • Ольга, кинозвезда — Екатерина Кондаурова
  • Владимир, друг Александра — Ислом Баймурадов
  • Господин фон Кляйн — Андрей Иванов
  • Госпожа фон Кляйн — Алиса Соколова
  • Генрих, друг Софи — Дмитрий Пыхачов
  • Подруги Софи — Олеся Новикова, Яна Серебрякова

Большой театр

В 1982 году (то есть, уже после смерти Шостаковича) Исаак Гликман и Юрий Григорович написали собственное либретто: действие было перенесено в Советский союз времён НЭПа, местом действия стал ресторан «Золотой век». Положительный герой Борис и отрицательный нэпман месье Жак (Яшка) борются за любовь беспартийной Риты.

В новом либретто три действия, двенадцать картин. Премьера состоялась в Большом театре (Москва). 4 ноября 1982 года. Хореография Юрия Григоровича, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, художник-постановщик Симон Вирсаладзе, музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик Юрий Симонов. Партии исполняли:

  • Рита, молодая девушка, выступающая под именем Марго в эстрадной программе ресторана «Золотой век» — Наталья Бессмертнова, (затем Алла Михальченко, Людмила Семеняка)
  • Борис, молодой рыбак, участник представлений агиттеатра рабочей молодёжи — Ирек Мухамедов, (затем Юрий Васюченко, Андрис Лиепа)
  • Яшка, главарь банды, он же месьё Жак, партнёр Риты — Гедиминас Таранда, (затем Алексей Лазарев)
  • Люська, сообщница и подружка Яшки — Татьяна Голикова, (затем Мария Былова, Нина Семизорова)
  • Конферансье эстрадной программы ресторана «Золотой век» — Владимир Деревянко, (затем Евгений Зернов).

Спектакль прошёл 49 раз, последнее представление было дано 4 января 1989 года.

Возобновление

Премьера прошла 20 марта 1994 года. Спектакль прошёл 6 раз, последнее представление было дано 6 апреля 1995 года.

Дирижёр-постановщик Альгис Жюрайтис. Партии исполняли:

  • Рита — Алла Михальченко, (затем Инна Петрова, Галина Степаненко, Елена Андриенко)
  • Борис — Юрий Васюченко, (затем Владимир Непорожний)
  • Яшка — Алексей Поповченко, (затем Александр Ветров, Дмитрий Белоголовцев)
  • Люська — Мария Былова, (затем Нина Семизорова, Татьяна Расторгуева)
  • Конферансье — Сергей Бобров, (затем Николай Цискаридзе, Александр Петухов)

Новая редакция

Премьера прошла 23 марта 2006 года. Последнее представление было дано 1 мая 2009 года.

Балет в двух действиях, одиннадцати картинах. Дирижёр-постановщик Павел Клиничев. Партии исполняли:

  • Рита — Анна Антоничева, (затем Мария Аллаш, Нина Капцова)
  • Борис — Денис Матвиенко, (затем Александр Волчков, Руслан Скворцов, Андрей Меркурьев)
  • Яшка — Ринат Арифулин, (затем Павел Дмитриченко, Александр Воробьёв)
  • Люська — Екатерина Крысанова, (затем Анна Никулина)
  • Конферансье — Николай Цискаридзе, затем (Геннадий Янин, Денис Медведев, Вячеслав Лопатин)

Возобновление Премьера прошла 13 октября 2016 года. Дирижёр Павел Клиничев.

  • Рита — Нина Капцова
  • Борис — Руслан Скворцов
  • Яшка — Михаил Лобухин
  • Люська — Екатерина Крысанова
  • Конферансье — Вячеслав Лопатин

Постановки в других городах

  • 1930 — Киевский театр оперы и балета
Либретто В. Смирнова, балетмейстер-постановщик Е. Д. Вигилев, художник-постановщик А. Г. Петрицкий, дирижёр-постановщик М. Радзиевский.
  • 1931 — Одесский театр оперы и балета
Под названием «Динамиада, или Дни Европы», балетмейстер-постановщик Михаил Моисеев
  • 31 августа 2002 — Краснодарский театр балета
Балет в двух действиях, одиннадцати картинах. Балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, художник-постановщик Симон Вирсаладзе, дирижёр-постановщик Александр Лавренюк. Партии исполняли:
  • Рита — Елена Князькова
  • Борис — Денис Владимиров
  • Яшка — Сергей Баранников
  • Люська — И. Зотова
  • Конферансье — А. Кондратюк

Музыка

На основе музыки балета Шостакович составил четырёхчастную сюиту op. 22a:

  • Вступление (Allegro non troppo)
  • Adagio
  • Полька (Allegretto)
  • Танец
  • которая вошла в концертный репертуар дирижёров XX века (также в аудиозаписях оркестров под управлением Л. Стоковского, Б. Хайтинка, М. Шостаковича, Н. Ярви и многих других).

    В 1935 композитор переработал Польку для сольного фортепиано (op. 22b), которую записал на грампластинку в 1947; в 1962 сделал её же версию для фортепиано в 4 руки (op. 22c). Известен ряд других (неавторских) обработок Польки для различных инструментов.

    В музыку балета для постановки Григоровича (1982, редакторы неизвестны) были дополнительно включены Lento из Первого фортепианного концерта (Адажио Риты и Бориса, в первом акте) и Andante из Второго фортепианного концерта (Адажио Риты и Бориса, в третьем акте). Аудиозапись этой редакции (оркестр ГАБТ / Симонов; 1982) была опубликована в 2006. Собственную редакцию музыки балета выполнил Г. Н. Рождественский, которую записал со Стокгольмским филармоническим оркестром в 1993 на лейбле «Чандос». В обе редакции вошла обработка Шостаковичем шлягера «Tea for two» Винсента Юменса (под названием «Таити-Трот»).

    Библиография

    • Бродерсен Ю. Легализация приспособленчества // Рабочий и театр.—1930.— № 60—61
    • Армашевская К., Вайнонен Н. «Золотой век» // Балетмейстер Вайнонен. — М.: Искусство, 1971. — С. 60—69. — 278 с. — 10 000 экз.
    • Эльяш Н. Утро нового века // Известия.—1982.—6 ноября
    • Медведев А. И вновь Шостакович // Советская культура.—1982.—6 ноября
    • Макаров А. Мир молодости // Труд.—1982.—8 ноября
    • Габович М. В прекрасном и яростном мире // Московский комсомолец.—1982.—23 ноября
    • Розанова О. Новая жизнь балета // Вечерняя Москва.—1982.—24 ноября
    • Авдеенко А. На встречу дня // Литературная газета.—1982.—24 ноября
    • Смоктуновский И. «Золотой век» в Большом театре // Комсомольская правда.—1982.—25 ноября
    • Демидов А. Молодость // Театр : журнал. — М., 1983. — № 1.
    • Соколов-Каминский А. Советский балет сегодня. — М.: Искусство, 1984.
    • Долгополов И. Успех // Огонёк.—1985.— № 16
    • Демидов А. «Золотой век» // Юрий Григорович. — М.: Планета, 1987. — 272 с. — 25 000 экз.
    • Давлекамова С. "Золотой век" Д. Шостаковича — Ю. Григоровича // Музыка и хореография современного балета. — Л.: Музыка, 1987. — Т. 5. — С. 146—166. — 5300 экз.
    • Manashir Yakubov. The Golden Age: the true story of a première // Shostakovich Studies. — Cambridge Composer Studies. — Cambridge University Press, 2006. — P. 189—204. — 292 p. — ISBN 9780521028318.
    • Shostakovich. Chronological List of Works. 2nd ed. Hamburg: Sikorski Musikverlag, 2011, p. 35-37.