Главная
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




25.02.2021


25.02.2021


25.02.2021


25.02.2021


25.02.2021











         » » Вечное сияние чистого разума

Вечное сияние чистого разума

06.02.2021

«Вечное сияние чистого разума» (англ. Eternal Sunshine of the Spotless Mind) — романтическая драма с элементами фантастики, снятая Мишелем Гондри по сценарию Чарли Кауфмана в 2004 году. Фильм удостоен «Оскара» за лучший оригинальный сценарий. Один из немногих фильмов, где Джим Керри занят не в комедийном амплуа. Фильм занимает 94-е место в списке 250 лучших фильмов по версии IMDb.

Сюжет

Теглайн: «Можно стереть любовь из памяти. Выкинуть из сердца — это уже другая история».

В день святого Валентина Джоэл Бериш (Джим Керри), как обычно, собирается идти на работу, но в последнюю минуту, стоя на вокзале Лонг-Айленда, решает, что необходимо сменить маршрут, и садится в поезд из Монтока до Роквилль-Центра. В поезде он знакомится с синеволосой девушкой Клементиной Кручински (Кейт Уинслет). Общаясь, они понимают, что имеют очень много общих фактов из биографии. К примеру, Джоэл очень часто ходит в книжный магазин, в котором Клементина работает кассиршей. Далее действие переносится в недалёкое прошлое.

Джоэл, мечтательный меланхолик, встречает весёлую и жизнерадостную Клементину. Их жизнь — это фейерверк ярких событий, но постепенно отношения начинают портиться и после крупного скандала Клементина уходит от Джоэла. Через некоторое время Джоэл приходит к ней в магазин, чтобы извиниться, но к его удивлению Клементина не узнаёт его, а мило беседует с неким Патриком, обращаясь к Джоэлу как к незнакомцу. Этот факт очень удивляет Джоэла, пока их общие с Клементиной друзья не показывают ему карточку-извещение из некой фирмы «Лакуна», на которой написано, что Клементина «стёрла» Джоэла из своей памяти и их просят не упоминать его имя в её присутствии. Джоэл выясняет, что фирма «Лакуна» действительно предоставляет услуги по стиранию некоторых воспоминаний, и что Клементина действительно стёрла всю память о нём, не в силах перенести разрыв. Утром 12 февраля Джоэл приезжает в «Лакуну», чтобы ответить Клементине тем же самым и стереть все воспоминания о ней. Врач Говард Мерзвияк (Том Уилкинсон) составляет карту воспоминаний Джоэла, для чего тот приносит совершенно все предметы из своего окружения, которые хоть как-то напоминали бы ему о Клементине. Составив карту воспоминаний, Джоэла отпускают домой ожидать прихода техников, Стэна (Марк Руффало) и Патрика (Элайджа Вуд), которые в домашних условиях должны будут произвести процедуру стирания воспоминаний. Следуя инструкциям, Джоэл выпивает специальное лекарство, которое его усыпляет, чтобы он не запомнил техников-стирателей.

В своём подсознании Джоэл активно сопротивляется стиранию воспоминаний, которые как в кино прокручиваются одно за другим у него в голове, вызывая ностальгию и грусть. Джоэл переживает одно за другим романтические свидания с Клементиной, которая в его подсознании активно помогает ему бороться со стиранием, она преследует его в воспоминаниях и даже сподвигает на некоторые уловки. А пока идёт процесс стирания воспоминаний, из диалога Патрика и Стэна становится понятно, что Патрик, с которым разговаривала Клементина в магазине, когда туда пришёл Джоэл, это один из техников — когда он проводил аналогичную процедуру стирания над Клементиной, то «влюбился» в неё. Позже к ним присоединяется Мэри (Кирстен Данст) — секретарша доктора Мерзвияка. Внезапно Патрику звонит взволнованная Клементина и просит срочно приехать к ней. Он срывается и оставляет Стэна с Мэри в квартире Джоэла. Приехав к Клементине, Патрик узнаёт, что сплоховал — начав роман с Клементиной, он не нашёл ничего лучше, как использовать для этого принесённые Джоэлом в «Лакуну» вещи, которые у него ассоциировались с Клементиной. Однако у Клементины карта тех же самых воспоминаний о Джоэле была составлена по другим предметам, из-за чего у девушки начинается пугающее её чувство дежавю, и она на грани разрыва с Патриком.

Мэри и Стэн уединяются и в итоге не замечают, что процесс стирания воспоминаний пошёл не по плану — Джоэлу удаётся перенести Клементину в свои детские воспоминания, из которых её невозможно стереть, потому что эти воспоминания не входят в составленную карту. Как только Стэн обнаруживает проблему, он немедленно вызывает доктора Мерзвияка. Тот приезжает, и наконец проблема устраняется, все следы воспоминаний о Клементине стерты из мозга Джоэла. Стэн выходит из комнаты, оставляя Мэри и доктора Мерзвияка наедине. Мэри признается в любви доктору, однако тот просит её не озвучивать больше никаких признаний, но она целует его в губы, и свидетельницей поцелуя случайно становится жена доктора, которая видела все это через окно. Мэри извиняется перед женой доктора, однако та поступает неожиданно и просит Мерзвияка во всём сознаться. Выясняется, что Мэри не впервые пытается сблизиться с доктором, и она также подвергалась стиранию воспоминаний о её чувствах к нему. Мэри понимает, что даже технология «Лакуны» не способна стереть из памяти такую вещь, как любовь.

День Святого Валентина. Клементина, собираясь поехать к Джоэлу, зашла к себе в дом за зубной щеткой и нашла свой конверт от Мэри, в котором была аудиокассета с записью её голоса и все подробности по делу о стирании воспоминаний, связанных с ней. Джоэл слышит её признание, оно было сделано в довольно резких тонах, просит Клементину оставить его и уезжает, расстроенный гневными словами Клементины в свой адрес, считая, что всё это какая-то нелепая и грубая шутка. Клементина дослушивает плёнку дома и приходит к выводу, что у них был роман. Клементина в итоге решает извиниться перед ним, входит в его квартиру в тот момент, когда он прослушивает точно такую же кассету со своим признанием. Прослушав плёнку с признанием Джоэла, в котором он раскрыл все её пороки и негативные стороны, она понимает, что конец их романа был довольно печален, раз Джоэл позволил себе высказываться подобным образом. Столкнувшись с тем, что были безумно влюблены, а потом не смогли вытерпеть друг друга, Клементина и Джоэл решают начать все с начала.

В ролях

Название

В российский прокат фильм вышел под названием «Вечное сияние страсти». Однако позднее издания картины на DVD и VHS были выпущены под заголовком «Вечное сияние чистого разума». Оригинальное название фильма «Eternal Sunshine of the Spotless Mind» представляет собой цитату из поэмы Александра Поупа «Элоиза Абеляру» (1717), смысл и ритм которой более точно передаётся на русском языке фразой «Сиянье вечное беспечного ума». Соответствующее четверостишие из поэмы цитируется в фильме:

How happy is the blameless vestal’s lot!
The world forgetting, by the world forgot.
Eternal sunshine of the spotless mind!
Each pray’r accepted, and each wish resign’d…

По-русски стихотворение публиковалось в переводе Д. Веденяпина:

О, как светла судьба невест Христовых!
Земных забот ниспали с них оковы!
Невинностью лучатся их сердца,
Молитвы их приятны для Творца.

И как оно звучит в русской версии фильма:

Как счастливы невест Христовых свиты! -
Забыв о мире, миром позабыты
Струит их разум чистоты сияние.

Молитвы приняты — усмирены желания…

Реакция кинопрессы

Большинство рецензентов приняли фильм тепло, отметив, что традиционные для сценариев Кауфмана зигзаги повествования в данном случае вовсе не произвольны, а искусно закручены вокруг «эмоционального центра» (так выразился Роджер Эберт). Дж. Хоберман назвал «Вечное сияние» наиболее закрученной романтической комедией по поводу амнезии, хотя она и напомнила ему более ранние опыты Алена Рене в этом роде. С ним согласился Дж. Розенбаум, который поставил фильму высший балл: «в отличие от более ранних работ Кауфмана, это не аттракцион в парке развлечений, о котором забываешь, как только он заканчивается». В списке, составленном Ассоциацией кинокритиков Лос-Анджелеса, с целью выявить десять лучших фильмов первого десятилетия XXI века, фильм «Вечное сияние чистого разума» занял третье место.

В то же время «патриарх» американской киножурналистики Эндрю Саррис был разочарован отсутствием «химии» между исполнителями главных ролей. Ему показалось, что Уинслет играет роль, предназначенную для обычно бойкого Кэрри, а Кэрри — роль, предназначенную для Уинслет, долгое время специализировавшейся на ролях недотрог. Андрей Плахов осудил «вызывающе пошлое название» «очередной псевдоинтеллектуальной мульки» Кауфмана, прообразом которой, по его мнению, служит «шизотриллер» Кристофера Нолана «Помни».

Награды и номинации

Награды

  • 2005 — Премия «Оскар»
    • Лучший оригинальный сценарий — Чарли Кауфман, Мишель Гондри, Пьер Бисмут
  • 2005 — Премия «Сатурн»
    • Лучший научно-фантастический фильм
  • 2005 — Премия BAFTA
    • Лучший монтаж — Валдис Оскарсдоттир
    • Лучший оригинальный сценарий — Чарли Кауфман
  • 2005 — Премия Брэма Стокера
    • Сценарий — Чарли Кауфман, Мишель Гондри, Пьер Бисмут
  • 2005 — Премия Национального совета кинокритиков США
    • Лучший сценарий — Чарли Кауфман
    • Специальное упоминание

Номинации

  • 2005 — Премия «Оскар»
    • Лучшая актриса — Кейт Уинслет
  • 2005 — Премия «Сатурн»
    • Лучший актёр — Джим Керри
    • Лучшая актриса — Кейт Уинслет
  • 2005 — Премия «Сезар»
    • Лучший зарубежный фильм — Мишель Гондри
  • 2004 — Премия «European Film Awards»
    • Награда «Screen International» — Мишель Гондри
  • 2005 — Премия «Золотой глобус»
    • Лучший мюзикл/комедия
    • Лучший сценарий — Чарли Кауфман
    • Лучший актёр мюзикла/комедии — Джим Керри
    • Лучшая актриса мюзикла/комедии — Кейт Уинслет
  • 2005 — Премия «Грэмми»
    • Лучший альбом-саундтрек — Джон Брайон
  • 2005 — Премия «Хьюго»
    • Лучшая постановка

Саундтрек