Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Овернский клирик

«Овернский клирик» — криптороман украинского фантаста А. Валентинова. Действие романа разворачивается во Франции XII века. Посланник Папы кардинал Орсини поручает трём монахам-бенедиктинцам из обители Сен-Дени расследовать дело о колдовстве в округе Памье графства Фуа. Братья Гильом, Пётр и Ансельм отправляются в путь.

Роман написан от лица брата Гильома, в миру графа де Ту.

Герои

Брат Гильом — монах Сен-Дени. До пострижения крестоносец, граф Андре де Ту. Богослов, пишет богословские трактаты под псевдонимом «Овернский клирик».

Брат Ансельм — монах Сен-Дени. До пострижения Гвидо Орсини, племянник кардинала Орсини.

Брат Петр — монах Сен-Дени, простолюдин из Северной Франции.

Сестра Цецилия — монахиня, в миру — Жанна де Гарр.

Д’Эконсбефы — сеньоры округа Памье. Дхары.

Роберто де Гарай — разбойник. Увлечен левыми идеями.

Арно де Лоз — епископ округа Памье. Погряз в грехах, коррумпирован. Тайно поклоняется Сатане.

Сюжет

Джованни Орсини, кардинал Курии и легат римского папы на территории Королевства Французского, прибывает в аббатство Сен-Дени. Там он поручает брату Гильому произвести расследование запутанного дела о колдовстве и пропаже человека, имевшего место в округе Памье графства Фуа.

Суть дела состояла в следующем. Крестьянка Жанна де Гарр, жительница села Артигат округа Памье, незадолго до своей свадьбы внезапно исчезла. Длительное время о ней не было вестей, однако через четыре месяца она вернулась. Установить, где девушка была в это время, не удалось. После возвращения она вышла замуж за своего жениха Армана де Пуаньяка и родила ребенка. Эта история уже почти забылась, однако через три года в округ Памье из одного Миланского монастыря прибыла сестра Цецилия, которая заявила епископу, что она и есть Жанна де Гар. По её словам, она, не желая выходить замуж за де Пуаньяка, предпочла бежать из дома и стать монахиней. Сестру Цецилию опознали родители, соседи, приходской священник. Созванный местный суд расследовал это дело и пришел к выводу, что некая вдова де Пио, жительница Артигата, по неясным причинам, используя колдовство, придала неизвестной девушке облик Жанны Де Гарр. Соответственно обе женщины были арестованы, дело было передано вышестоящему церковному суду. Однако де Гарр и де Пио грамотно поставили свою защиту в этом суде: де Пио заявила, что её оклеветали односельчане из-за имущественных разногласий, а де Гарр обвинила в самозванстве сестру Цецилию. Это дело заинтересовало высшие церковные власти и по поручению кардинала Орсини в округ Памье прибыл его представитель, брат Умберто. Он начал расследование дела с повторного опроса свидетелей, при этом показания свидетелей теперь склонялись в пользу Жанны де Гарр (а не сестры Цецилии). Тогда брат Умберто поручил местному епископу де Лозу взять под стражу и Жанну де Гарр, и сестру Цецилию. После этого он по неустановленным целям отправился в Артигат, однако по пути бесследно исчез.

Для того, чтобы расследование было более эффективным, кардинал Орсини выдал брату Гильому особый документ, наделявший последнего полномочиями легата римского папы на территории графства Фуа. Брат Гильом берет себе в помощники двух учеников монастырской школы, в которой преподает — брата Ансельма и брата Петра — и отправляется в округ Памье.

Прибыв в Памье, брат Гильом отправляется к епископу де Лозу для уточнения деталей дела. Однако епископа дома не оказалось. Опросив викария епископа, брат Гильом по делу Жанны де Гарр выясняет следующее:

После исчезновения брата Умберто епископ де Лоз продолжил следствие. Тщательнее расследовав дело, он пришел к выводу, что Жанна де Гарр является той, за которую выдает себя — Жанной де Гарр. Вдова де Пио была признана ведьмой. По версии де Лоза, она вступила в сговор с некими сообщникам из Милана. Эти сообщники «ввели в заблуждение и обман сестру Цецилию, которая при надлежащем рассмотрении оказалась слаба главою и рассудком», а де Пио околдовала весь Артигат. Вдова де Пио не признала этих обвинений. Тогда ей назначили церковное покаяние, однако во время одной из служб ей стало плохо, и она скоропостижно скончалась. Де Лоз объяснил это «судом Божьим». После смерти «ведьмы» Жанна де Гарр была признана невиновной и отпущена домой, а сестра Цецилия превселюдно объявила, что она не Жанна де Гарр. Это случилось за две недели до прибытия брата Гильома.

Однако для брата Гильома в деле осталось много неясного и подозрительного. Кроме того, расследование де Лоза не установило судьбы брата Умберто, поэтому брат Гильом решает продолжать расследование. Он принимает решение немедленно, не дожидаясь возвращения епископа, отправиться в Артигат. Там его ждет сюрприз. Жанна де Гарр погибла через неделю после возвращения — её растерзал медведь. Дело становится все более подозрительным.

Брат Гильом начинает опрашивать жителей Артигата. Из этих расспросов выясняется, что между семьями де Гарр и д’Эсконбеф существует некая связь, а также что у Жанны да Гарр была старшая сестра Роза, утонувшая четыре года назад. Затем он направляется в замок Эсконбеф и расспрашивает там Гуго д’Эсконбефа, сеньора округа. Тот рассказывает о том, что д’Эсконбефы — потомки короля Артура. Выясняется, что Роза да Гарр была замужем за де Пуаньяком, но недолго.

В ходе осмотра окрестностей замка Эсконбеф брат Гильом устанавливает, что Эсконбефы — дэрги.

Для дальнейших следственных действий брат Гильом возвращается в Памье. Там он встречается с епископом де Лозом. Выясняется, что сестра Цецилия сбежала из-под надзора. Вечером того же дня из сторонних источников брат Гильом узнает, что де Лоз — тайный сатанист, причём он проводит чёрные мессы.

Тем временем де Лоз решает избавиться от опасных свидетелей — д’Эсконбефов. Во время проповеди в соборе Памье он объявляет пастве, что демоны завладели замком Эсконбеф и приняли облик сеньоров. Он призывает отомстить за «добрых господ», и малообразованная толпа собирается и идет на замок. Брат Гильом понимает, что толпу он не в силах остановить. Кроме того, он ещё не определился во мнении, являются ли дэрги демонами или божьими созданиями, поэтому присоединяется к этому «крестовому походу».

Во время штурма замка брат Гильом принимает решение. Он идет к де Лозу и именем Его Святейшества приказывает распустить людей и вернуться в Памье. Когда тот отказывает подчиниться, брат Гильом лишает его сана, но это уже бесполезно. По приказу де Лоза брата Гильома связывают. Штурм оказывается успешным, из д’Эсконбефов выживает только старший внук Гуго д’Эсконбефа — Доминик. Видя, что толпа убила его деда и брата, он, используя магию дэргов, при помощи пирокинеза сжигает большую часть толпы, напавшей на замок. При этом де Лоз и его стражники остаются невредимыми из-за украденного из замка дэргского амулета, также огонь не трогает брата Гильома.

Де Лоз передает брата Гильома в руки разбойников, с которыми он связан, решив убить его позже. Разбойники держат брата Гильома в погребе под замком и проговариваются, что прежним «постояльцем» их «гостиницы» был брат Умберто. Таким образом, эта часть расследования брата Гильома завершается. Брату Гильому удаётся бежать из плена и при помощи золота даже переманить на свою сторону Роберто де Гарая, главаря разбойников. Выясняется, что людям де Лоза удалось схватить брата Ансельма, и на следующий день по сфабрикованному обвинению его будут сжигать на костре.

Братья Гильом и Петр, совместно Жанной де Гарр, де Гараем и некоторыми из его людей пытаются остановить казнь. Де Лоз натравливает на брата Гильома толпу, но в этом момент на площади, где должно было проходить сожжение, появляется Доминик д’Эсконбеф. Он приказывает оставить в покое брата Гильома, а на де Лоза накладывает дэргское заклятье, из-за которого человек начинает говорить только правду. Не в силах противостоять этому заклятью, де Лоз прилюдно объявляет себя сатанистом, срывает с себя и топчет распятие. Возмущенные таким святотатством, горожане Памье устраивают над бывшим епископом самосуд и сжигают его на костре, предназначенном для брата Ансельма.

Оказавшийся на площади викарий де Лоза, увидев Жанну де Гарр, опознает в ней сестру Цецилию. Позднее, в более спокойной обстановке, эта девушка дает признательные показания брату Гильому.

Арман де Пуаньяк, будучи женат на Розе де Гарр, стал причиной её гибели. После этого он взял в жены Жанну де Гарр, поскольку не хотел из-за смерти своей первой жены лишаться наследства. От Жанны долгое время скрывали это, но однажды все выяснилось. Тогда Жанна бежала из дома и в Милане постриглась в монахини. Долгое время она жила в монастыре, однако до неё дошли новости, что в её родном селе справили свадьбу Арман де Пуаньяк и… Жанна де Гарр. Решив разобраться в этом вопросе, она вернулась в родное село. Однако там выяснилось, что её бегство было невыгодно всем — Арману де Пуаньяку из-за наследства, семье де Гарр из-за скандала, а д’Эсконбефам — из-за того, что могло раскрыть тайну их рода. Тогда сеньор д’Эсконбеф, пользуясь магией дэргов, придал одной из служанок в своем замке облик Жанны, и та под её именем вышла замуж за де Пуаньяка.

Разобравшись в этом деле и уверившись в том, что дэрги — создания Божьи, а не демоны, брат Гильом составляет по этому делу отчет. Однако он понимает, что, скорее всего, этот отчет будет неверно интерпретирован высшими церковными иерархами (см. ниже), поэтому хочет лично встретиться с папой римским и дать соответствующие разъяснения. Но это не входит в планы кардинала Орсини.

Криптоисторичность романа

Брат Гильом осознавал, что расследование дела об исчезновении и таинственном возвращении Жанны де Гарр — лишь верхушка айсберга. В описываемое время Католическая Церковь начинала широкую борьбу с различными ересями (катары), а также с так называемыми колдунами и ведьмами. Внутри Церкви в то время не было единства по этому вопросу, так, канон «Епископы» объявлял веру в сверхъестественные способности ведьм обычным суеверием. В таких условиях результаты этого дела могли бы стать доводом в пользу «жесткой» линии.

История подразумевает, что брат Гильом не смог встретиться с папой римским. Кардинал Орсини, сторонник «жесткой» линии, на основании этого дела сумел убедить иерархов, что Сатана представляет реальную опасность для Католической Церкви. Вследствие этого политика Церкви ужесточилась, была создана Святая инквизиция, а практика сожжения на костре стала нормой. В книге брата Гильома не пустили в Рим организовав встречу с представителями Курии во Флоренции, а затем незамедлительно отправив епископом-посланником в Иерусалим и Мосул. Дальнейшая судьба отца Гильома и братьев Петра и Ансельма упоминается в романе «Дезертир».

Интересные факты

  • В романе упомянуты исторически существовавшие лица: Имад ад-Дин Занги, Бернар Клервосский, семейство Орсини. Одним из второстепенных героев повести является аббат Сугерий.
  • Разбойники де Гарая в свободное время исполняют песню, слова которой практически повторяют слова Интернационала. Сам де Гарай в своей речи использует клише, свойственные коммунистам XX века («…мы покараем врага трудового народа де Лоза…»). Такие нарочитые анахронизмы, выдающие политические взгляды Андрея Валентинова, стали поводом для серьёзной критики повести.