Главная
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




24.02.2021


24.02.2021


24.02.2021


24.02.2021


24.02.2021











         » » Артиллерийские катера проекта 1204

Артиллерийские катера проекта 1204

04.02.2021

Речные малые артиллерийские катера проекта 1204 «Шмель» — серия советских речных артиллерийских катеров построенных для ВМФ ВС СССР. Кодовое обозначение NATO — «Shmel» class small river patrol gunboats (малые речные патрульные канонерские лодки класса «Шмель»).

Относятся к кораблям 4-го ранга.

Данные катера предназначены для дозорной службы на реках и озёрах, уничтожения речных судов и боевых катеров противника, содействия сухопутным войскам артиллерийско-пулемётным огнём, перевозки личного состава с вооружением при переправах и для действий в бассейнах рек и в прибрежных мелководных районах морей.

В период 1966—1972 годов построено 118 катеров данного проекта.

История разработки

АКА-248 пр. 1204 дивизиона ОВР Каспийской флотилии. 2011

15 марта 1965 года ВМФ СССР и Министерство судостроительной промышленности СССР совместно утвердили тактико-техническое задание (ТТЗ) на проектирование речного артиллерийского катера проекта 1204. При этом все находящиеся в строю бронекатера (БКА) стали классифицироваться как артиллерийские катера (АКА). Проектирование нового артиллерийского катера поручено ЦМКБ «Алмаз», а конструктором назначен Юлий Юльевич Бенуа. Технический проект артиллерийского катера «Шмель» утверждён в конце 1965 года, а в 1966 году после смерти Ю. Ю. Бенуа дальнейшую работу по АКА пр. 1204 продолжил конструктор Леонид Васильевич Озимов.

Описание катера

Корпус

Артиллерийский катер проекта 1204. Москва. 2017. Сильно увеличивается

Стальной корпус АКА пр. 1204 гладкопалубный, в отличие от предыдущих советских БКА пр. 191М, для использования катеров в прибрежных мелководных районах морей, с тоннельным образованием в подводной части в районе гребных винтов для их защиты. Кроме того, увеличен запас прочности корпуса (до 1,75) и он разделен водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков.

Деление на отсеки:

  • — Форпик (от 0-го до 4-го шпангоутов);
  • — Кубрик мичманов (4-й — 9-й шпангоуты);
  • — Носовой артиллерийский отсек (9-й — 12-й шпангоуты);
  • — Кубрик команды (12-й — 17-й шпангоуты);
  • — Командирский отсек с радиорубкой (17—21 ½ шпангоуты);
  • — Кубрик команды (21 ½—25 ½ шпангоуты);
  • — Отсек поста управления двигателями (ПУД) (25—29 ½ шпангоуты);
  • — Моторный отсек (генераторное и моторное отделения (29½—33 и 33—41 шпангоуты));
  • — Кормовой подбашенный отсек (41—44 шпангоуты);
  • — Камбуз (44—48 шпангоуты);
  • — Ахтерпик (48 шпангоут — транец).
  • Энергетическая установка

    Главная энергетическая установка двухвальная с расположением главных двигателей в одном моторном отделении.

    Главные двигатели — дизели типа «М-50Ф» мощностью по 1200 л. с. (ресурс до переборки 600 ч.).

    Электроэнергетическая система переменного тока с напряжением в 380 В включала два автоматизированных дизель-генератора «ДГА-25-9» мощностью по 25 кВт в генераторном отделении.

    На АКА 1204 система дистанционного управления дизельными установками «Орион».

    Охлаждение двигателей забортной водой. А у АКА 1204 на р. Амударье оборудована автономная система охлаждения. По бортам катеров сварены регистры из труб, проходя через которые вода из двигателей охлаждалась.

    Радиоэлектронное оборудование

    На АКА пр. 1204 навигационные радиолокационные станции «Донец-2» и «Лоция».

    Оптические средства наблюдения дополнили электрооптической аппаратурой ночного видения «МЭ5» (Тромбон).

    Навигационное и штурманское вооружение

    На АКА пр. 1204 эхолот «НЭЛ-7». Кроме того, для навигационного освещения и световой сигнализации использовался морской прожектор «K-35-3TM». Прожектор состоит из фонаря, поворотной вилки и основания для установки прожектора на месте работы. Внутри корпуса фонаря стеклянный отражатель, фокусирующее устройство с патроном и лампой, выключатель. К корпусу откидными замками крепятся: для навигационного освещения — рама с купольным стеклом (узкий луч) или с рассеивателем (широкий луч); для световой сигнализации — жалюзи и рама с купольным стеклом. Для защиты от механического разрушения купольного стекла или рассеивателя в нерабочем состоянии на раму устанавливается защитная крышка. К сети прожектор К-35-3 подсоединяется трехжильным кабелем со штепселем. Срок службы прожектора 6 лет.

    Штурманское вооружение АКА пр. 1204 состоит из гиромагнитного компаса «Градус-2», предназначенного для выработки курса или азимутального направления и выдачи их авторулевому «Самшит-АО 13», и магнитного компаса «КТ-М3м».

    Радиосвязь

    Средства радиосвязи на АКА пр. 1204 представлены КВ-радиостанцией Р-617 «Аргон-Фтор-К» и УКВ-радиостанцией Р-619-1 «Графит».

    Обитаемость

    Все жилые помещения изолированы от машинного отделения и сгруппированы в носовой части корпуса (2, 4, 5 и 6 отсеки). Между жилыми помещениями и моторным отделением пост управления двигателями (7 отсек), а переборки покрыты вибропоглощающей изоляцией. Также жилые помещения с искусственной вентиляцией, электрическим отоплением, на камбузе электроплита и холодильная камера.

    Автономность

    На АКА пр. 1204 запас топлива 4,8 т, запас масла — 0,3 т, а запас пресной воды — 0,165 т; запас провизии на АКА пр. 1204 принимается на 7 суток автономности.

    Дальность плавания катера двадцатиузловым ходом 240 миль, а при скорости 10 узлов — 320 миль.

    Вооружение

    Артиллерийское

    Носовая башня АКА пр. 1204 с 76-мм пушкой. Люк башни открыт. Астрахань. 2011 год

    Сначала на АКА пр. 1204 планировали установить 90-мм гладкоствольное орудие Д-62 плавающего танка ПТ-90 (Объект 906), который не был принят на вооружение. Поэтому артиллерийские катера проекта 1204 получили 76-мм танковую пушку Д-56ТС в башне от другого плавающего танка ПТ-76Б.

    Танковая башня ПТ-76Б из листовой брони формы усеченного конуса. В передней части башни прямоугольная амбразура для установки пушки, защищенная броневой маской с кожухом, и отверстия для болтов крепления рамки пушки, которая имеет щеки с отверстиями под цапфы, на которых крепится пушка. Слева от амбразуры пушки (по оси корма — лоб) в рамке отверстие для прицела, защищенное бронировкой, с правой стороны — амбразура для пулемета. С левой стороны башни вварен бронированный стакан для антенного основания. В корме башни вварен бронированный колпак вентилятора. Слева от него отверстие под проводку к аппарату ТПУ командира десанта. Снаружи к бронелистам башни приварены четыре крюка для захвата башни тросами при её снятии и установке. В крыше башни овальный посадочный люк, закрываемый крышкой. На крышке люка на шариковой опоре вращающаяся командирская башенка, в которой два прибора наблюдения ТНП без увеличения и прибор наблюдения «ТПКУ-1» («ТПКУ-2») с пятикратным увеличением. Впереди справа от люка отверстие для прибора наблюдения «МК-4» заряжающего. С внутренней стороны на крыше башни горизонтальный поручень для удобства командира башни-наводчика. Шариковая опора башни — радиально-упорный шарикоподшипник, обоймы которого погоны башни. Вращение башни вручную или электроприводом «ЭПБ-4».

    Носовая башня АКА пр. 1204 с 76-мм пушкой сзади-слева. Виден колпак вентилятора. 2011

    76-мм пушка Д-56ТС с дульным тормозом, эжекционной продувкой ствола и с двухплоскостным стабилизатором вооружения СТП-2П «Заря» спаренной установки пушки и пулемета СГМТ. Также в системе электроспуска пушки Д-56ТС предохранители от преждевременного выстрела при не вполне закрытом затворе и прибор автоблокировки в системе стабилизации, выключающий электроспуски при наведении пулемета и пушки в опасные сектора (на рубку). Темп стрельбы из пушки Д-56ТС до 10 выстр./мин, прицельная скорострельность — 7 выстр./мин.

    Прицеливание наводчиком-командиром башни по телескопическому шарнирному прицелу «ТШК-2-66» или по боковому уровню и угломерному кругу на погоне башни. Наведение пушки Д-56ТС вращением рукоятки маховика вертикального наведения и поворотом башни ручным приводом или, при включенном стабилизаторе, с помощью пульта управления электрическими приводами вертикального и горизонтального наведения. Целеуказание наводчик-командир башни получал из рубки от командира катера по внутрикорабельной связи.

    Также в танковой башне спаренный с пушкой 7,62-мм танковый пулемёт СГМТ (станковый модернизированный пулемет обр.1943 г. конструкции Горюнова, танковый) или ПКТ.

    Барбет носовой башни ПТ-76Б часто использовался при буксировке АКА пр. 1204, поскольку при обычном креплении буксирный конец вырывал якорный шпиль из палубы катера при недопустимо высокой скорости буксировки.

    Ракетное

    При большом увеличении видна и пусковая установка БМ-14-17 АКА пр. 1204. Москва. 2014

    По аналогии с вооружением БКА пр. 1125 и 1124 реактивными установками «М-8-М» и «М-13-М», на АКА пр. 1204 установили пусковую установку ракет (раннее называлась пусковая установка реактивных снарядов) БМ-14-17 (Индекс ГРАУ 8У36) с 17-ю направляющими длиной 1100 мм, расположенных в пакете в два яруса. В верхнем ярусе 9 направляющих, а в нижнем ярусе — 8, закрепленных в люльке, установленной на смонтированной на палубе катера тумбе. Заряжание и наведение на цель установки БМ-14-17 подъемным и поворотным механизмами, имеющими ручной привод с палубы. Прицельная стрельба по береговым целям могла вестись только с неподвижного катера при отсутствии качки. Боекомплект установки БМ-14-17 из 34 осколочно-фугасных неуправляемых реактивных снарядов «М-14-ОФ» в ящиках по бортам на палубе.

    При проектировании АКА пр. 1204 также предусматривалось его оснащение двумя установками противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) 9К11 «Малютка» (боезапас 4 ПТУР) побортно в районе 7-8 шпангоутов с пультом управления на мостике. Но ПТРК «Малютка» имел ручную систему управления: оператор через оптический прицел следил за ракетой и вручную управлял ею по проводам. Подобная прицельная стрельба из ПТРК при движении катера, тем более при волнении, была невозможна. В результате стабилизации прицела ПТРК не удалось достичь и от ПТРК отказались.

    По аналогичной причине отказались от возможности размещения 120-мм миномета в районе палубы (30 шпация) от ходовой рубки до кормовой установки 2М-6.

    Зенитное

    Спаренная АУ 2М-3М спереди-справа

    В качестве средства ПВО и самообороны в кормовой части артиллерийского катера была размещена одна 14,5-мм ЗПУ 2М-6, которая ранее устанавливалась и на БКА пр. 191М и 192. При закрепленных на палубе катера минах стрельба из ЗПУ 2М-6 исключалась. При модернизации пулеметную установку 2М-6 заменили на 25-мм спаренную артустановку 2М-3М.

    Минное

    Для постановки мин в корме катера устанавливались скаты и минные рельсы, на которых могли размещаться до 10 малых морских якорных гальваноударных мин типа «ЯМ» (1943 г.) или до 4 малых донных мин типа «ИГДМ-500» (1957 г.).

    Бронирование

    У АКА пр. 1204 забронированы следующие участки: рубка (стенки 10 мм, крыша 4-5 мм), борта (броневой пояс толщиной 8 мм от 26-го до 46-го шпангоута), палуба в районе моторного отделения и поста управления двигателями (4-5 мм), башня от ПТ-76Б (лоб 15 мм, стенки 10 мм, крыша 10 мм), барбет башни, где размещался боезапас (10 мм), ЗПУ 2М-6 (7+7 мм), барбет ЗПУ (10 мм) и переборка на 26-м шпангоуте (4 мм). Вертикальная броня защищала от поражения 7,62-мм пулей со 100 м и дальше и от мелких осколков

    Строительство

    В 1967 году на судостроительном заводе (ССЗ) «Залив» в Керчи после постройки головного катера развернуто крупносерийное производство АКА пр. 1204. Также, производство катеров было налажено в Николаеве (ССЗ им. 61 коммунара) и в Ленинграде (производственное объединение «Алмаз»). Всего с 1967 по 1972 гг. на трех заводах построено 118 артиллерийских катеров пр. 1204. Из них 56 катеров получил ВМФ СССР (Балтийский флот 10, Тихоокеанский — 30 и Черноморский — 16), а 62 катера — морские части погранвойск КГБ СССР.

    Модернизация

    В процессе эксплуатации в состав вооружения АКА пр. 1204 вносили изменения: пулеметную установку 2М-6 заменили на 25-мм спаренную артустановку 2М-3М, а в середине 1970-х гг. на некоторых катерах в середине корпуса за рубкой установили каземат с бойницами для четырёх 30-мм гранатометов БП-30; зенитное вооружение катера дополнили двумя пусковыми установками переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-2М» (боекомплект 8 ракет), при этом полное водоизмещение модернизированных катеров достигло 77,4 т. На некоторых АКА пр.1204 установили крепления для размещения многоствольного реактивного гранатомета «Огонёк».

    Аналоги

    • Артиллерийские катера проекта 368РС (АКА пр. 368РС) — были созданы на основе катеров-торпедоловов проекта «Т368». Строились небольшой серией с 1965 года. АКА пр. 368РС при водоизмещении 84,7/92,8 тонн имели вооружение: одну 25 мм АУ 2М-3М, одну 14,5 мм ЗПУ 2М-7, одну 17-ствольную 140 мм ПУ НУРС БМ-14-17 и один 55 мм гранатомёт МРГ-1.
    • Shantou class gunboats (артиллерийские катера типа 55A «Шаньтоу») — китайские артиллерийские катера, кодовое обозначение НАТО — «Swatow class». Прототипом были торпедные катера проекта 183, которые выпускали по лицензии СССР в Китае. но в отличие от прототипа АКА Шаньтоу имели стальной корпус, усиленное артиллерийское вооружение. Кроме того, были демонтированы торпедные установки и установлены менее мощные двигатели. АКА Шаньтоу были поставлены в КНДР и Вьетнам.
    • Chaho class gunboats (артиллерийские катера типа Чахо) — корейские артиллерийские катера артиллерийские катера для огневой поддержки десанта, также созданные на основе торпедного катера проекта 183. У АКА Чахо корпус был из стали и он имел вооружение: одну 40-ствольную РСЗО БМ-21, одну ЗУ-23-2, одну ЗПУ-2. Для ВМФ КНДР построено 62 АКА Чахо. Также поставлялились Ирану.
    • Chongjin class gunboats (артиллерийские катера типа «Чхонджин») — корейские артиллерийские катера — ещё одна артиллерийская разновидность торпедного катера проекта 183. На АКА были установлена одна 85-мм танковая пушка ЗИС-С-53 в башне от танка Т-34-85 и две ЗПУ 2М-5. В 1974—1980 годах для ВМФ КНДР построили 54 АКА Чхонджин.
    • Zafar class gunboats (артиллерийские катера типа Зафар) — иранская копия артиллерийских катеров Чахо. АКА Зафар имели аналогичный корпус, но отличались двигателями и вооружением.
    • VB 76 class small river patrol monitors (малые речные патрульные мониторы типа ВБ 76) — румынские речные патрульные малые мониторы типа «VB 76» («vedeta blindante mici»), построенные в количестве 18 единиц на верфи в г. Тулча в период с 1974 по 1977 годы. Представляют значительно переработанный проект советских бронекатеров проекта 1125, внешне эти спроектированные в начале 70х гг XX века корабли напоминают советские бронекатера пр 191М и 192, поставленных в Румынию в 1952 году. Они имеют низкий надводный борт и характерный «горб» в средней части. 76-мм пушка в башне специальной конструкции, на ходовой рубке вторая пулеметная установка и антенна радиолокационной станции. Данные о системе бронирования и толщине брони отсутствуют. Поступали в состав Дунайской флотилии ВМС Румынии.
    • Assault Support Patrol Boats (ASPB) (штурмовые патрульные катера поддержки) — единственные специально спроектированные в 1965 году американские артиллерийские катера для боевых действий на р. Меконг катера (прозвище «Альфа-боты») предназначались для огневой поддержки десанта, эскортирования конвоев, обороны баз, траления якорных мин. Катера ASPB имели противоминный корпус, 6-мм алюминиевую броню (защита от 7,62-мм бронебойных пуль на расстоянии 75 м), скорость в 16 узлов. При водоизмещении 36,5 тонн катера ASPB были вооружены двумя 20-мм автоматическими пушками «Мк.16 Mod 4» в башнях «Mark48», установленными на носу и на крыше рубки, одним миномётом «М2» калибра 81-мм и 12,7-мм пулемётом «M2» на одной оригинальной подставке на корме катера. Также катера ASPB довооружались двумя автоматическими гранатомётами «Mk.20». В конце 1969 года катера ASPB были оснащены двумя 4-ствольными 3,5-дюймовыми ракетными установками Mk 47. Экипаж катера ASPB состоял из 6 человек.
    • Armored Troop Carrier (ATC) (бронированный перевозчик отряда) — бронированные катера транспортеры групп личного состава ATC (прозвище «Танго-боты») водоизмещением 77 тонн, созданные переоборудованием десантного катера времён Второй мировой войны типа «LСM-6», предназначались для перевозки 40 пехотинев. Для прикрытия десанта катера ATC были оснащены пушками (2 20-мм «Мк.16 Mod 4»), пулемётами (4 7,62-мм M60 и 2 12,7-мм M2) и автоматическим гранатомётом (1 40-мм Mk 19 Mod 0). «Речные бронетранспортеры», так называли ATC, развивали скорость в 8,5 узлов.
    • Monitor (MON) (монитор) — речной монитор «MON» (прозвище «Майк») создан в 1966 году на базе десантного катера времен Второй мировой войны типа «LСM-6» для боевых действий во Вьетнаме. Аппарель десантного катера убиралась и вместо неё оборудовалась остроконечная носовая часть, перед корпуса закрывался бронепалубой, на которой размещалась башня Mk 52 с 40-мм автоматической пушкой M1 (модернизированная шведская пушка «Бофорс») и 12,7-мм пулемётом M2. На ходовой рубке монитора дополнительно устанавливали три башни с 20-мм пушкой Мк.16 и 12,7-мм пулемётами. Кроме того, в трюме между носовой башней и рубкой устанавливали 81-мм миномёт М2, а на бортовых шкворневых установках — два пулемета М60. Штатное вооружение экипажа было усилено 3 гранатомётами «М79». В 1968 году вооружение мониторов было усилено путём установки 105-мм гаубицы «М49» в башне «T172» вместо 40-мм пушки. Водоизмещение монитора составило 83 тонны. Также некоторые мониторы стали огнемётными (прозвище «Зиппо»), на них устанавливались две башни «M8» с огнемётами «Mi 0-8» взамен обычного вооружения, при этом на крыше рубки оставляли одну пулемётную башню. Все мониторы оснащались решётками для защиты от РПГ.

    История службы

    В советское время экипаж АКА пр. 1204 состоял из командира — офицера в звании от лейтенанта до капитан-лейтенанта, помощника командира и механика (мичманы), и нескольких матросов.

    Амур

    • 49-я дивизия речных кораблей ТОФ (г. Хабаровск: 1 дивизион АКА (днака), 1 дивизион консервации; г. Благовещенск: 139 днака в составе 74-й бригады речных кораблй); (г. Дальнереченск): 15 однака
    • Дальневосточный пограничный округ
      • 11-я отдельная бригада пограничных сторожевых кораблей (11 ОБПСКР) с. Джалинда, Сковородинского р-на Амурской обл.
      • 12 ОБПСКР г. Благовещенск
      • 13 ОБРПСКР с. Нижнеленинское, Еврейская автономная область
      • 14 ОБПСКР с. Казакевичево, Хабаровский край
      • 15 ОБПСКР г. Дальнереченск, Приморский край

    Чёрное море

    На Черноморском флоте АКА пр. 1204 поступали в состав 327-го гвардейского Белградского дивизиона артиллерийских катеров 116-й Краснознаменной бригады речных кораблей, который базировался в Кислицком военном городке, расположенного на левом берегу Кислицкого рукава р. Дунай, напротив острова Кислицкий и на окраине с. Кислицы. Всего с 1968 г. по 1974 г. поступило 14 АКА пр.1204. Отправлявшиеся на консервацию АКА пр. 1204 передавались 356-му (с 1973 года 405-му) экипажу консервации АКА 21-го дивизиона кораблей резерва, также базировавшегося на окраине с. Кислицы.

    • Одесская манёвренная база:
      • 18 ОБРПСКР Краснознаменного Западного пограничного округа г. Одесса

    После распада Советского союза Украине достался дивизион из 8 бронекатеров проекта 1204 «Шмель» с дислокацией в Измаильском районе, однако в 1990-е годы они были переданы Пограничной службе Украины. В 2009 году в Измаильском отряде морской охраны числилось 4 бронекатера проекта 1204 «Шмель»: BG-81 «Лубни» (Лубны), BG-82 «Канив» (Канев), BG-83 «Нижин» (Нежин) и BG-84 «Измаил». По данным Александра Храмчихина в декабре 2015 года на Украине было 2 катера проекта 1204 на вооружении и 2 катера проекта 1204 в отстое. В 2016-м году BG84 «Измаил», BG83 «Нежин» и BG82 «Лубны» прошли доковый ремонт на судоремонтном заводе «Дунайсудосервис»., однако, в отличие от них, планы по списанию BG-82 «Канив» (Канев) остались в силе. Весной 2019 Николаевское судоремонтное предприятие ООО «Магистраль-Юг» провело ремонт артиллерийских установок ПТ-76Б катеров пр. 1204 «Шмель» Морской Охраны ГПСУ (ДПСУ).

    Балтийское море

    • 3-я (Балтийская) отдельная ордена Красной Звезды бригада пограничных сторожевых кораблей Краснознамённой Калининградской группы пограничных войск Федеральной пограничной службы РФ (Пограничное управление ФСБ России по Калининградской области)
      • 20-я ОБРПСКР Таллин ОДПСКК г. Хаапсалу
    • 4-я ОБРПСКР г Псков.

    Средняя Азия

    • 22-я ОБРПСКР (с 1981 по 1988 годы — 45 одск) Краснознамённый Среднеазиатский пограничный округ г. Термез, Ленинское. Вошла в состав ПВ Узбекистана в 1992—1993 годах.

    Каспийская флотилия

    • В составе 327-го гвардейского Краснознамённого дивизиона артиллерийских кораблей «Золотой Затон» г. Астрахань.

    Весной 2018 года два катера ВМФ России были переброшены в Азовское море с целью усиления охраны Крымского моста.

    На вооружении

    Бывшие

    • СССР
    • Камбоджа

    Современные

    • Россия
    • Украина
    • Узбекистан

    Оценка проекта

    Достоинства

    • Возможность перевозки катера железнодорожным транспортом;
    • Улучшение обитаемости и мореходности (до 3 баллов) по сравнению с предыдущими проектами советских речных катеров (бронекатера 191М и 192).

    Недостатки

    • Слабое артиллерийское вооружение;
    • Недостаточное бронирование катера, которое может защитить лишь от поражения пулей калибра 7,62 мм и от осколков снарядов и мин.

    Общая оценка

    В массовой культуре

    В кино

    АКА 1204 можно увидеть в следующих советских кинофильмах:

    • «Секретный фарватер»: АКА пр. 1204 после дооборудования исполнили роль торпедных катеров типа «Комсомолец».
    • «Порох»: АКА пр. 1204 появился в качестве катера поставщика дымовой завесы для прикрытия баржи с порохом.

    Модели АКА пр. 1204

    Издательство «Дом Бумаги» выпускает модель АКА пр. 1204 для сборки из бумаги в масштабе 1:100.