Рельсовые скрепления (промежуточные рельсовые скрепления) — важнейший элемент верхнего строения пути, в существенной степени определяющий надёжность, параметры геометрии и пространственной жёсткости рельсовой колеи, от чего зависят условия взаимодействия пути и подвижного состава, а также его стоимость при устройстве и затраты в течение жизненного цикла.
Промежуточные рельсовые скрепления предназначены для надёжного соединения рельсов с подрельсовым основанием и обеспечения электроизоляции между рельсовыми нитями на участках с автоблокировкой и электротягой. При этом они должны уменьшать уровень вибраций, передающихся от рельсов на шпалы и далее на балласт и земляное полотно.
Классификация скреплений
На конструкции промежуточных рельсовых скреплений для железобетонных шпал выдано более тысячи патентов. Однако всё многообразие конструкций можно сгруппировать по ряду ключевых признаков.
По назначению прикрепителей:
- раздельные: подкладка прикрепляется к шпале, а рельс - к подкладке с помощью разных прикрепителей (скрепления типа КБ, К2);
- нераздельные: подкладка прикрепляются к шпале, а рельс - к подкладке с помощью одинаковых прикрепителей (скрепление типа БП).
По наличию подкладки:
- подкладочные (КБ, БП);
- бесподкладочные (ЖБ, ЖБР-65, АРС, Пандрол-350).
По характеристикам прижимного элемента (клеммы):
- жёсткие (КБ, К2);
- упругие пластинчатые (ЖБ, ЖБР);
- упругие прутковые (ЖБР-65, АРС, Пандрол-350).
По типу прикрепителей к шпале:
- болтовые (КБ, БП, ЖБ);
- анкерные (Пандрол-350, АРС);
- шурупно-дюбельные (К2, ЖБР-65Ш).