Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезная информация

















Яндекс.Метрика





Иванов-Вано, Иван Петрович

Иван Петрович Иванов-Вано (настоящая фамилия — Иванов; 1900—1987) — советский режиссёр, художник и сценарист мультипликационного кино. Один из основателей советской мультипликации, педагог. Народный артист СССР (1985), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1970).

Биография

Родился 27 января (8 февраля) 1900 год в Москве в крестьянской семье, приехавшей на приработки из Калужской губернии и поселившейся на Манежной площади, в те годы заселённой бедным людом. Иван Петрович был младшим из четырёх выживших детей. Тогда же получил от родителей прозвище Вано.

Его отец работал сапожником и вскоре покинул семью. Мать Елизавета Митрофановна была неграмотной, работала белошвейкой — стирала и чинила бельё в купеческих семьях, таская сына с собой. В конце концов мальчика взяли на воспитание старшая сестра Евдокия и её муж, художник Константин Спасский, оказавший на него большое влияние. С дошкольных лет Иванов увлёкся кукольным театром, для которого рисовал декорации.

Окончив два класса церковно-приходской школы, в 14 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (с 1918 года — Вторые государственные свободные художественные мастерские, с 1920 года — ВХУТЕМАС), где преподавал муж его сестры. Вначале обучался у В. А. Фаворского, затем перешёл на курс И. И. Машкова. В 1923 году окончил училище и через год начал работать художником-мультипликатором, а затем и режиссёром в Государственной школе кинематографии. Вместе с сокурсниками по ВХУТЕМАСу участвовал в создании первых советских мультфильмов. Снимали на голом энтузиазме, при помощи самодельных станков. Эти мультфильмы отличал особый авангардистский стиль тех лет, основанный на школе конструктивизма.

Параллельно Иванов иллюстрировал книги и обложки спортивных журналов, изготавливал эскизы костюмов для театра. В 1927 году примкнул к коллективу студии «Межрабпомфильм», где профессионально занялся мультипликацией. В качестве художника участвовал в создании одного из самых известных раннесоветских фильмов в технике рисованной мультипликации «Каток» (1927). Вместе с художником Вадимом Лазурским изготовил мультипликационную заставку для популярной кинокомедии «Весёлые ребята».

В 1936 году он поступил на трёхмесячные курсы повышения квалификации при «Союзмультфильме» и вскоре стал одним из ведущих режиссёров студии. Кроме того, рисовал диафильмы. В 1939 был уволен за опоздание. По пути домой он встретил в трамвае режиссёра, профессора ВГИК Льва Кулешова, который предложил ему организовать отделение по подготовке художников мультипликационного фильма при художественном факультете института. В том же году был набран первый курс, состоявший из четырёх человек. Вскоре Иванов-Вано был восстановлен на студии.

В 1941 с началом войны вместе с «Союзмультфильмом» был эвакуирован в Алма-Ату, где продолжил режиссёрскую и преподавательскую деятельность. В 1943 студия вернулась в Москву. В 1944 году начался новый набор на кафедру ВГИК под его руководством. В 1952 году Иванов-Вано получил звание профессора. Всего за почти что полвека он обучил множество известных мультипликаторов, среди которых были Лев Мильчин, Евгений Мигунов, Анатолий Сазонов, Александр Петров, Марина Соколова, Алина Спешнева, Франческа Ярбусова, Сергей Алимов, Станислав Соколов, Аркадий Тюрин, а также Тодор Динов.

Как режиссёр поставил рекордное для СССР количество полнометражных мультфильмов. Большинство его работ было выполнено по мотивам русских народных или литературных сказок. Первый же его полнометражный фильм «Конёк-горбунок» (1947), снятый вскоре по окончании войны, был выдвинут на соискание Сталинской премии третьей степени, но не понравился членам комиссии. Мультфильм был также высоко оценён Уолтом Диснеем, который разослал его по своим студиям в качестве учебного пособия. Сам режиссёр не жаловал диснеевский тип мультипликации и, начиная с «Мойдодыра» (1939), старался всячески дистанцироваться от него в сторону классического и народного стиля. Член ВКП(б) с 1951 года.

В 1960 году он перешёл в кукольное объединение киностудии, где осуществил постановку целого ряда фильмов с применением различных техник и стилей (лубок, иконопись, фресковая живопись, дымковская игрушка, кружева, русский авангард, стереоскопия). В то же время, резкую смену традиционной мультипликации экспериментами с куклами и техникой перекладки режиссёр мультипликационного кино Станислав Соколов объясняет тем, что в определённый момент И. Иванов-Вано серьёзно поругался с администрацией, перенёс инфаркт и был «сослан» на студию кукольной мультипликации в качестве художественного руководителя.

Многие фильмы режиссёра были удостоены высоких международных премий. Вместе с Фёдором Хитруком он часто представлял Советский Союз на международных собраниях, в частности, в Международной ассоциации мультипликационного кино (АСИФА), которая была создана в том числе и по его инициативе.

В 1950 году издал книгу о мультипликации «Рисованный фильм», в 1980 году — книгу-мемуары «Кадр за кадром».

Умер 25 марта 1987 года в Москве после непродолжительной болезни на почве нервного заболевания (у него были поражены нервные окончания и один за другим отказывали органы). Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Семья

С 1928 года был женат на Татьяне Борисовне Беккер, по матери Анне Андреевне принадлежавшей к дворянскому роду Юрковских, двоюродной племяннице актрисы и революционерки Марии Фёдоровны Андреевой. Её отец Борис Валентинович Беккер был крупным русским и советским инженером-железнодорожником, одним из руководителей партии кадетов в Вологде. По словам дочери Ивана Петровича и Татьяны Борисовны, архивистки Галины Ивановой-Вано, Борис Беккер был «человеком высокой культуры», приобщившим её отца к древнерусскому искусству, иконописи, к культуре серебряного века.

По воспоминаниям родных и коллег, Иванов-Вано был физически развит, профессионально увлекался баскетболом (в 1924 году выступал за сборную РСФСР), боксом, футболом, хоккеем с мячом и теннисом. Хорошо знал русскую природу — как называются разные породы трав и деревьев, где произрастают и так далее. Был заядлым грибником, увлекался зимней ловлей. Любил готовить.

Иванов-Вано рос в крайне набожной семье и мог цитировать наизусть церковные службы. По словам дочери, во взрослом возрасте он не ходил в церковь, но в семье было принято праздновать все русские праздники, в том числе религиозные.

Фильмография

Режиссёр
  • 1927 — Сенька-африканец (совместно с Даниилом Черкесом, Юрием Меркуловым)
  • 1929 — Слушайте! Слушайте! Говорит Москва...
  • 1929 — Первый план пятилетки (мультипликационное оформление доклада Куйбышева)
  • 1930 — Куриная слепота
  • 1933 — Блэк энд уайт (совместно с Леонидом Амальриком)
  • 1933 — Красный крест выручил
  • 1934 — Царь Дурандай (совместно с Валентиной Брумберг, Зинаидой Брумберг)
  • 1936 — Стрекоза и муравей (совместно с Валентиной Брумберг, Зинаидой Брумберг)
  • 1937 — Котофей Котофеевич
  • 1938 — Журнал Политсатиры № 1 (совместно с Дмитрием Бабиченко, Леонидом Амальриком, Александром Ивановым, Владимиром Полковниковым)
  • 1938 — Три мушкетёра
  • 1939 — Мойдодыр
  • 1940 — Ивась
  • 1941 — Лгунишка
  • 1941 — Не топтать фашистскому сапогу нашей родины (совместно с Александром Ивановым)
  • 1941 — Журнал Политсатиры № 2 (совместно с Валентиной Брумберг, Зинаидой Брумберг, Ольгой Ходатаевой и Александром Ивановым)
  • 1943 — Краденое солнце
  • 1945 — Зимняя сказка
  • 1947 — Конёк-Горбунок
  • 1949 — Гуси-лебеди (совместно с Александрой Снежко-Блоцкой)
  • 1949 — Чужой голос
  • 1951 — Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
  • 1952 — Снегурочка
  • 1953 — Лесной концерт
  • 1954 — Мойдодыр
  • 1955 — Храбрый заяц
  • 1956 — Двенадцать месяцев
  • 1957 — Песня о дружбе (совместно с Михаилом Ботовым)
  • 1957 — В некотором царстве…
  • 1959 — Дорога весны (совместно с Дмитрием Бабиченко и Львом Атамановым)
  • 1959 — Приключения Буратино (совместно с Дмитрием Бабиченко)
  • 1962 — Летающий пролетарий (совместно с Иосифом Боярским)
  • 1964 — Левша
  • 1965 — Как один мужик двух генералов прокормил (совместно с Владимиром Данилевичем)
  • 1966 — Поди туда, не знаю куда (совместно с Владимиром Данилевичем)
  • 1967 — Легенда о злом великане
  • 1969 — Времена года
  • 1971 — Сеча при Керженце (совместно с Юрием Норштейном)
  • 1972 — Аве Мария
  • 1973 — Здоровье начинается дома
  • 1975 — Конёк-Горбунок
  • 1979 — Волшебное озеро (стереоскопический вариант) (совместно с Иосифом Боярским)
  • 1984 — Сказка о царе Салтане (совместно с Львом Мильчиным)
Сценарист
  • 1930 — Кооперация на рельсах (совместно с Д. Черкесом)
  • 1934 — Царь Дурандай (совместно с В. Брумберг, З. Брумберг)
  • 1936 — Стрекоза и муравей (совместно с В. Брумберг, З. Брумберг)
  • 1938 — Журнал Политсатиры № 1 (совместно с Д. Бабиченко, Л. Амальрик, А. Ивановым, В. Полковников)
  • 1938 — Три мушкетёра (совместно с Г. Берёзко)
  • 1939 — Мойдодыр
  • 1941 — Журнал Политсатиры № 2
  • 1941 — Лгунишка (совместно с Г. Берёзко)
  • 1941 — Не топтать фашистскому сапогу нашей родины
  • 1943 — Краденое солнце (совместно с Э. Я. Двинским)
  • 1945 — Зимняя сказка (совместно с Е. Л. Шварцем)
  • 1949 — Гуси-лебеди (совместно с А. Снежко-Блоцкой)
  • 1951 — Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях (совместно с Ю. Олешей)
  • 1952 — Снегурочка (совместно с А. Снежко-Блоцкой и О. Леонидовым)
  • 1954 — Мойдодыр
  • 1955 — Храбрый заяц
  • 1957 — Песня о дружбе
  • 1964 — Левша
  • 1965 — Как один мужик двух генералов прокормил (совместно с А. Симуковым)
  • 1967 — Легенда о злом великане
  • 1969 — Времена года
  • 1971 — Сеча при Керженце
  • 1972 — Аве Мария
  • 1975 — Конёк-Горбунок (1975) (совместно с А. Волковым)
  • 1979 — Волшебное озеро (стерео-мультфильм)
  • 1984 — Сказка о царе Салтане (совместно с Л. Мильчиным)
  • 1986 — Петух и боярин
Художник
  • 1925 — Механика головного мозга (научно-популярный) (совместно с Ю. Меркуловым)
  • 1927 — Каток (совместно с Д. Черкесом)
  • 1931 — Сорок сердец
  • 1931 — Улица поперёк (совместно с П. Носовым, Л. Амальриком, И. Беляковым)
  • 1933 — Нефть
  • 1941 — Не топтать фашистскому сапогу нашей родины (совместно с А. Ивановым)
  • 1944 — Телефон (совместно с М. Цехановским, В. Цехановской)
  • 1979 — Волшебное озеро (совместно с Т. Полетикой)
  • 1984 — Сказка о царе Салтане (совместно с Л. Мильчиным)
Мультипликатор
  • 1925 — Китай в огне (совместно с З. Комиссаренко, Ю. А. Меркуловым, Н. П. Ходатаевым)
  • 1925 — Механика головного мозга (научно-популярный) (совместно с Ю. Меркуловым)
  • 1929 — Похождения Мюнхаузена
  • 1931 — Сорок сердец
  • 1933 — Нефть

Награды и звания

  • заслуженный деятель искусств РСФСР (12 сентября 1957) — за заслуги в области советского киноискусства
  • народный артист РСФСР (29 сентября 1969) — за заслуги в области советской кинематографии
  • народный артист СССР (4 октября 1985) — за заслуги в развитии советского киноискусства
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (24 декабря 1970) — за создание мультипликационных фильмов: «В некотором царстве», «Левша», «Времена года»
  • орден Ленина (8 февраля 1980) — за большие заслуги в развитии советского киноискусства и в связи с восьмидесятилетием со дня рождения
  • орден Октябрьской Революции
  • два ордена Трудового Красного Знамени (14 апреля 1944; 15 сентября 1948)
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • почётный диплом МКФ в Марианских Лазнях (1948) — за фильм «Конёк-Горбунок»
  • специальный приз жюри МКФ в Канне (1950) — за фильм «Конёк-Горбунок» )
  • ВКФ в Москве (1958, Первая премия по разделу мультипликационных фильмов, фильм «В некотором царстве…»)
  • МКФ в Карловых Варах (1958, Первая премия за лучший анимационный фильм, фильм «В некотором царстве…»)
  • ВКФ в Минске (1960, Первая премия по разделу мультипликационных фильмов, фильм «Приключения Буратино»)
  • МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (1964, Почётный диплом в категории анимационных фильмов, фильм «Левша»)
  • МКФ анимационных фильмов в Мамайе (1970, Приз «Серебряный Пеликан», фильм «Времена года»)
  • МКФ в Карловых Варах (1971, Премия за лучший анимационный фильм, фильм «Сеча при Керженце»)
  • ВКФ в Тбилиси (1972, Премия за лучший мультипликационный фильм, фильм «Сеча при Керженце»)
  • МКФ анимационных фильмов в Загребе (1972, Гран-при, фильм «Сеча при Керженце»)
  • МКФ анимационных фильмов в Варне (1979, Гран-при, фильм «Конёк-Горбунок»)
  • МКФ в Тегеране (1979, Гран-при, фильм «Конёк-Горбунок»)