Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




12.01.2023


21.09.2022


14.09.2022


12.09.2022


27.01.2021





Яндекс.Метрика





Педагогика иезуитов

26.09.2022

Педагóгика иезуитов — образовательная система, разработанная педагогами католического ордена иезуитов. Педагогика иезуитов построена на прагматических основах, целью которой являлось создание сети иезуитских школ, в которых осуществляли воспитание и обучение в католическом духе юношей из привилегированных социальных слоёв.

Система образовательных учреждений

Иезуитские коллегии

Иезуитские коллегии (колледжи) — среднее образовательное учреждение. Первые колледжи иезуитов были открыты в европейских столицах: Вене (1551), Риме (1552), Париже (1561).

Весь курс обучения в иезуитских коллегиях составлял 5 лет, на протяжении которых воспитанники осваивали программу колледжа. В программу колледжа входили латинский и греческий языки, античная литература, катехизис на латинском языке, элементы истории, географии, математики, естествознания.

Коллегии состояли из двух отделений младшего и старшего:

  • Младшее отделение состояло в свою очередь из классов: грамматического (младший, средний, старший классы), гуманитарного риторического (2 года обучения). Содержание обучения — «семь свободных искусств»:
  • Грамматический класс: грамматика, риторика, диалектика + богословие.
  • Гуманитарный риторический класс: арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки + «эрудиция»: начала географии, истории, археологии, природоведения.
  • Старшее отделение высшего типа заключалось в 3-летней подготовке артистического (подготовительного) факультета университета.

Семинарии

Семинарии — образовательное учреждение высшего уровня (коллегии высшего типа).

Академии

Академия — образовательное учреждение высшего уровня, направленное на подготовку: теологов, церковных юристов, преподавателей (только выпускников коллегий).

Образование учителей:

  • 2 года — совершенствование полученных знаний и навыков, специальная проверка в ходе новициата;
  • 3 года — изучение философии;
  • 2 года — педагогическая практика под руководством опытных наставников, ведение педагогического дневника;
  • 4 года — изучение теологии, совершенствование светских наук.

Вся организация и деятельность учебных заведений регламентировалась уставом 1599 года. Изменения были внесены лишь в 1832 году. К началу XVIII века насчитывали около 800 иезуитских учебных заведений, в том числе 20 университетов.

Устройство обучения

Иезуитское обучение было организованно следующим образом:

  • Классно-урочная система обучения при жёсткой централизации и регламентации школьного дела, в том числе деятельности учащихся и учителей (вплоть до интонаций, жестов, мимики и освещённости классов).
  • Упражнения и регулярные повторения, обучение — от лёгкого к трудному. Учебный день начинали с повторения предыдущего урока. Точно так же учебную неделю начинали с повторения материала предшествующей недели. Новый учебный год открывали обзором пройденного в предыдущем году. Начало занятий в «классах риторики» предваряли кратким повторением материала «грамматических классов». Девизом служил лозунг: «Важнее основательность, чем объём знания».
  • Ежемесячные конкурсы сочинений.
  • Прочность знаний как способ устранения сомнений и дисциплинированности ума.
  • Отработанная методика лекций, построенная на устной последовательности изложения материала в несколько приёмов:
  • Полное изложение.
  • Анализ содержания лекций по частям.
  • Дополнение историческими и другими справками.
  • Стилистический анализ первоисточников.
  • В философии ведущее место отводили Аристотелю и Фоме Аквинскому. Всех античных авторов (приоритетно Цицерон) подгоняли к целям иезуитского воспитания, осознано пренебрегали гуманистическим содержанием произведений античной культуры, поощряли осуждение в них «нравственно соблазнительного». Обучение истории и географии было оторвано от национальной почвы.

    • Комфортность коллегий — помещения просторны, удобны, чисты и хорошо оборудованы.
    • Принцип здорового образа жизни — хорошее питание, регулярный отдых, физическое развитие воспитанников (занятия гимнастикой, верховой ездой, плаванием, фехтованием).
    • Занятия не более 5 часов в сутки, обязательные поездки, прогулки, экскурсии. Учебный год был коротким — 180 дней и прерывали частыми каникулами.

    Воспитательная система

    Стремясь воспитать преданных последователей католической церкви — «христовых воинов», способных противостоять идеям протестантизма, иезуиты для своих учебных заведений разработали чёткие правила образовательно-воспитательной деятельности, изложенные в детально разработанном «Школьном уставе». Этот документ, принятый ещё в 1599 году, сохранял свою силу вплоть до 1832 года. В XVII-XVIII веках иезуиты имели репутацию блестящих педагогов и преподавателей.

    Принципы воспитания

    Воспитание направлено на развитие индивидуальных способностей, честолюбия, духа соперничества. Методы стимулирования:

    • Основа иезуитского воспитания — подчинение личной воли и наклонностей воспитанников интересам католической церкви и нормам христианской этики;
    • Групповое и индивидуальное соперничество;
    • Регулярная селекция лучших и отстающих;
    • Ежегодное торжественное проведение экзаменов, сопровождающееся диспутами, декламациями, театральными представлениями, церемониями награждения лучших; соревнование отдельных учеников, команды внутри классов, классы внутри коллегий;
    • Создание магистрата среди лучших учеников с присуждением почётных званий, организация «академий» (прообразов школьных кружков);
    • Система поощрений: почётные звания, почётные места в классе, занесение на доску почёта;
    • Система наказаний: скамьи позора, колпак с ослиными ушами, прозвища;
    • Физические наказания, допускаемые за проступки против религии. Исполняли светские лица («корректоры»);
    • Важное место отводили светскому воспитанию — правилам поведения за столом, умению вести непринуждённую беседу, быть галантным в любых обстоятельствах, поддерживать разговор на любую тему, завоёвывать доверие собеседника.

    Этих методов достигали, прежде всего, жёсткой всесторонней регламентацией воспитательного и образовательного процессов, внедрением взаимного надзора внутри класса и школы, назначением преторов или цензоров, надзиравших за поведением в классах, взаимный разбор поведения на собраниях, система доносительства.

    Среди воспитанников иезуитов было немало крупных учёных, писателей, философов, политиков (Ж. Боссюэ, Р. Декарт, П. Корнель, Ж.-Б. Мольер и др.). Позже некоторые из них отреклись от своих учителей. Вольтер, например, писал: «Отцы научили меня лишь немного латыни и глупостям». Ему вторил Г. Лейбниц: «Иезуиты в деле воспитания остались ниже посредственности».