Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




21.09.2022


14.09.2022


12.09.2022


27.01.2021


27.01.2021





Яндекс.Метрика





Бартель, Макс

09.09.2022

Макс Бартель (нем. Max Barthel; псевдоним Конрад Уле, нем. Konrad Uhle; 17 ноября 1893, Дрезден, Германская империя, — 28 июня 1975, Вальдбрёль, ФРГ) — немецкий писатель, журналист и переводчик. Наряду с Генрихом Лершем и Карлом Брёгером один из наиболее известных немецких рабочих поэтов первой трети XX века.

Биография

Ранние годы

Был сыном каменщика и имел шесть братьев и сестер. В 14 лет пошёл работать на фабрику и сменил несколько неквалифицированных профессий. Будучи членом социалистического молодёжного движения, путешествовал пешком по Западной и Южной Европе. С 1910 года начал заниматься литературой. Во время Первой мировой войны воевал на Западном фронте.

В 1916 году выпустил сборник лирики «Стихи из Аргонов», в котором показал, как его травмировал опыт войны. Будущий федеральный президент Теодор Хойс высоко оценил тогдашнее творчество Бартеля за «оригинальный и сильный своей суровостью язык, такой далекий от избитой лексики массовой поэзии». Бартель считался одним из поэтов, которые, как однажды выразился друг Бартеля Генрих Лерш, «получили аттестат зрелости на проселках, а университетами для них стали цеха».

Коммунист и социал-демократ

Политически близкий к коммунистам Бартель входил в «Союз Спартака», участвовал в штутгартском восстании Союза и как член Союза провёл полгода в тюрьме. В 1919 году он вступил в КПГ и затем переехал в Берлин, где публиковал свою лирику. В то же время стал одним из основателей Юношеского интерната в Вене.

Его тогдашнее творчество представлено пламенными революционными стихами, в частности, сборником «Душа рабочего. Стихи о фабриках, проселках, странствиях, войне и революции» (1920). Одновременно Бартель начал печататься в иллюстрированном журнале Межрабпома Sichel und Hammer. В 1920 году по рекомендации Карла Радека был направлен делегатом на Второй конгресс Коммунистического интернационала, где встречался с Лениным, Троцким и Горьким. В 1923 году вновь посетил СССР вместе с Вилли Мюнценбергом. В Москве в 1925 году вышел сборник его стихотворений «Завоюем мир!» в переводе Осипа Мандельштама (Бартель был единственным поэтом, у которого Мандельштам перевёл целую книгу; стихи Бартеля переводил также Валерий Брюсов).

Однако накопленные во время этих двух визитов впечатления и опыт привели Бартеля к отречению от коммунизма. В том же году он вышел из компартии и перешёл в СДПГ. Тем самым он дискредитировал себя перед своими бывшими соратниками и был заклеймен ими как предатель.

1923 год оказался примечателен для Бартеля ещё по одной причине — он женился на коммунистке Луизе Кецлер, и в этом браке появился сын Томас, ставший позднее известным этнологом, заложившим основы расшифровки записей на ронго-ронго с острова Пасхи. Но в том же году жена ушла от Бартеля к коммунистическому публицисту Александру Абушу (в будущем — министру культуры ГДР).

В 1928 году Бартель женился во второй раз на Луизе Мёбиус. У них родились сын и дочь.

На службе у нацистов

В 1933 году, после прихода нацистов к власти, ими была сожжена книга Бартеля «Мельница мертвеца». Несмотря на это, Бартель вступил в НСДАП. Бросив тем самым вызов большинству своих коллег, сам Бартель объяснял это нежеланием отправляться в изгнание, а также тем, что новый политический порядок являлся шансом для Германии перестать быть изгоем для мира. В вышедшем в том же году романе «Бессмертный народ» Бартель показал путь рабочего от коммунизма к нацизму. В этот период он работал редактором в приспособленной к нацистской идеологии Книжной гильдии Гутенберга.

В 1934 году новое руководство гильдии уволило Бартеля. После этого он работал журналистом в берлинском биржевом бюллетене «Berliner Börsenblatt», выпускаемом объединением «Сила через радость», и ездил в командировки в Норвегию, Румынию и на Мадейру.

Затем уволился из бюллетеня, вернулся в Дрезден и ушёл во «внутреннюю эмиграцию», воздерживаясь от проявления своих политических взглядов. Тем не менее, в 1936—1943 годах входил в состав бамбергского поэтического кружка, объединившего пронацистски настроенных поэтов. Данный период его творчества является откровенно бульварным.

С началом войны был призван в авиаполк связи, а в 1942 году стал вахмистром полиции. Затем в качестве писателя, прикрепленного к штабу, Бартель находился в частях, расположенных во Франции, Финляндии и Норвегии. После этого он служил военным корреспондентом в Румынии и Польше, где был ранен.

После войны

После окончания войны Бартель оказался в советской зоне оккупации, где фактически находился на положении персоны нон грата — как в связи с былым отказом от идей коммунизма, так и из-за сотрудничества с нацистами. В 1946—1947 годах пять книг Бартеля были включены в списки книг, запрещенных на территории советской зоны (1 апреля 1952 года ещё три книги были запрещены на территории ГДР).

В 1948 году он бежал во французскую зону, опасаясь привлечения к суду и связанной с этим перспективы отбывать наказание на урановых рудниках, и поселился в городе Бад-Брайзиг.

Дальнейшее творчество Бартеля не касалось политики; в частности, он с успехом работал как автор текстов хоровых песен и детской поэзии. В 1950 году вышел его автобиографический роман «Нет нужды во всемирной истории. История жизни», рассказывающий о метаниях Бартеля между равно тоталитарными левой и правой идеологиями, результатом чего стали разочарование и разобщенность.

В 1969 году переехал к дочери в деревушку Литтершейд, расположенную в Бергишесланде.

В 1974 году был награждён орденом «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия».

Сочинения

Сборники стихов

  • Verse aus den Argonnen, 1916.
  • Freiheit! Neue Gedichte aus dem Kriege, 1917.
  • Revolutionäre Gedichte, 1919.
  • Utopia, 1920.
  • Die Faust, 1920.
  • Lasset uns die Welt gewinnen, 1920.
  • Arbeiterseele. Verse von Fabrik, Landstraße, Wanderschaft, Krieg und Revolution, 1920.
  • Das Herz in erhobener Faust, 1920.
  • Überfluß des Herzens, 1924.
  • Botschaft und Befehl, 1926.
  • Argonner Wald, 1938.
  • Danksagung, 1938.
  • Hutzlibum. Kindliche Verse, 1943.
  • Die Lachparade, Sinn- und Unsinngedichte, 1943.
  • Ins Feld ziehn die Soldaten. Neue Soldatenlieder und Gedichte, 1943.
  • Roter Mohn, 1964.
  • Es kommt der Star in jedem Jahr, 1970.

Романы, повести, путевые заметки

  • Die Reise nach Russland, 1921.
  • Vom roten Moskau bis zum Schwarzen Meer, 1921.
  • Der rote Ural, 1921.
  • Das vergitterte Land, 1922.
  • Der eiserne Mann, 1924.
  • Die Knochenmühle, 1924.
  • Der Platz der Volksrache, 1924.
  • Der Weg ins Freie, 1924.
  • Das Spiel mit der Puppe, 1925.
  • Deutschland. Lichtbilder und Schattenrisse einer Reise, 1926.
  • Die Mühle zum Toten Mann, 1927.
  • Der Mensch am Kreuz, 1927.
  • Der Putsch, 1927.
  • Erde unter den Füßen. Eine neue Deutschlandreise, 1929.
  • Aufstieg der Begabten, 1929.
  • Das Blockhaus an der Wolga, 1930.
  • Die Verschwörung in der Heide, 1930.
  • Der große Fischzug. Ein Erlebnisroman aus Sowjet-Russland, 1931.
  • Wettrennen nach dem Glück, 1931.
  • Das Gesicht der Medusa, 1931.
  • Das unsterbliche Volk, 1933.
  • Das goldene Panzerhemd, 1934.
  • Im Land der sieben Krater, 1937.
  • Der Bund der Drei — ein Hund ist auch dabei. Eine lustige Abenteuer-Erzählung, 1938.
  • Deutsche Männer im roten Ural, 1938.
  • Der schwarze Sahib, Abenteuerroman aus Indien, 1938.
  • Aufstand im Kaukasus, 1938.
  • Hochzeit in Peschawar, 1938.
  • Kornsucher und Schädelmesser, 1938.
  • Die Sonne Indiens, 1938.
  • Überfall am Khyber-Paß, 1938.
  • Wettrennen um den zerfallenen Tempel, 1938.
  • Das Land auf den Bergen, 1939.
  • Der Flüchtling von Turkestan, 1940.
  • Die Straße der ewigen Sehnsucht, 1941.
  • Das Haus an der Landstraße, 1942.
  • Dreizehn Indianer, 1943.

Пьесы

  • Das Revolverblatt, 1929.
  • Das Spiel vom deutschen Arbeitsmann, 1934.

Автобиография

  • Kein Bedarf an Weltgeschichte. Geschichte eines Lebens, 1950

Переводы

  • Джек Лондон
    • Unter dem Sonnenzelt, 1938.
    • Abenteurer des Schienenstranges, 1939.
    • Der Seewolf, 1939.
    • Der Ruhm des Kämpfers. Von Boxern, Stierkampfern und aufrechten Männern, 1940.
    • Lockruf des Goldes, 1940.
    • Jerry von den Inseln, 1940.
    • Südseegeschichten, 1940.
    • Volk am Abgrund, 1941.
    • In den Slums, 1942.
    • Die Insel Berande, 1950.