Лапша быстрого приготовления — макаронное изделие, для приготовления которого достаточно залить его кипятком и подождать несколько минут. Для придания дополнительного вкуса такой лапше обычно добавляются вкусовые добавки — например, специи (включающие усилители вкуса) и подсолнечное масло, идущие в комплекте.
Лапша быстрого приготовления была изобретена Момофуку Андо из компании Nissin Foods в Японии. Она была выпущена в 1958 году под торговой маркой Chikin Ramen. В 1971 году компания Nissin представила Cup Noodles, первый продукт лапши в чашке. Лапша быстрого приготовления продается во всём мире под многими торговыми марками.
Первоначально лапша быстрого приготовления позиционировалась как дорогостоящий эксклюзивный продукт. Она стоила примерно в 6 раз дороже, чем традиционные разновидности лапши соба и удон.
История
Отцом современной лапши быстрого приготовления считается японец тайваньского происхождения Момофуку Андо, основавший компанию «Nissin» и организовавший первое в мире производство лапши Chikin Ramen (на основе традиционного японского блюда рамэн со вкусом курицы) в 1958 году. 25 августа 1958 года новый продукт появился на продуктовом рынке Японии.
Другой важной вехой в этой области считается представленная в 1971 году компанией «Nissin» лапша быстрого приготовления в чашке из пенопласта «Cup Noodle» (так называемый «рамэн в стаканчике» (яп. カップラーメン каппу ра:мэн). Её можно приготовить без использования посуды прямо в этой чашке. Впоследствии в чашку стали добавлять сушёные овощи, что делает блюдо супом.
В 1972 году в префектуре Нагано, Япония, произошёл захват заложников Асама-Сансо. Широкое освещение этого события по национальному телевидению, включавшее в себя повторяющиеся изображения сотрудников полиции префектуры, поедающих лапшу, предположительно способствовало повышению осведомлённости о бренде «Cup Noodle».
В опросе общественного мнения в Японии, проведённом в 2000 году, лапшу быстрого приготовления назвали главным японским изобретением XX века. Караоке поставили на второе место, а компакт-диск — лишь на пятое.
Потребление
Рынок лапши быстрого приготовления России в 2013 году оценивался более чем в 800 миллионов долларов; она занимала чуть менее 50 % продаж продуктов быстрого приготовления (в сегмент таких продуктов также входят хлопья каши, хлопья пюре, супы и бульоны).
В 2009 году в мире было продано более 92 миллиардов порций лапши быстрого приготовления.