Богоявленский Старо-Голутвин монастырь — мужской монастырь Русской православной церкви на окраине Коломны. Расположен недалеко от места впадения реки Москвы в Оку. Основан в конце XIV века. Действующий. С 1993 года идёт восстановление монастыря.
В 1995—2012 годах ряд зданий монастыря занимала Коломенская православная духовная семинария.
Название
Есть несколько версий толкования названия:
- Дано по названию местности Голутвино, которое, в свою очередь, образовано от слова «голутва». Им обозначается лесная просека, то есть вырубка по лесной дороге от города к Окской переправе. Возможно, голутва означает также речной берег без леса.
- Название Голутвино может также происходить от древне-русского слова голытьба (голыдьба, голижьба), означавшего разбойников из племени Голяда, пришедших в эти края по р. Оке с берегов р. Протвы. на границе Московской и Владимирской областей.
Приставка Старо- в названии обители появилась в конце XVIII — начале XIX века, в 1799—1800 гг., когда была упразднена Коломенская епархия. Для сохранения архиерейского подворья в Коломне (где власти собирались устроить военные казармы) митрополит Московский Платон (Левшин) распорядился переселить туда братию Голутвина монастыря. Образовался Ново-Голутвин Свято-Троицкий монастырь, в подчинение которого вошли опустевший Старо-Голутвин и Бобренев монастыри.
История монастыря
Коломна. Вид на монастырь с рязанского берега Оки. 1864 г.Один из многих монастырей, возникших в результате подвижнической деятельности Сергия Радонежского. Первым настоятелем считается ученик Сергия — Григорий Голутвинский. Он был поставлен игуменом новообразованной обители коломенским епископом Герасимом. В источниках имеется упоминание о коломенском епископе Григории, относящееся к этому времени. Возможно, этим епископом и был преподобный Григорий Голутвинский.
Монастырские легенды утверждают, что под руководством преподобного Сергия было выбрано не только место обители, но и заложен первый храм, в честь Богоявления. Сегодня в подклете Богоявленского храма монастыря можно видеть остатки первоначального фундамента храма, называемые «камушки преподобного». По преданию, когда возникла нужда в колодце, преподобный Сергий указал братии место на территории монастыря, где вскоре забил источник. Он действовал вплоть до первой половины XX века, когда после закрытия монастыря источник был засыпан, а впоследствии забетонирован властями. До закрытия монастыря в 1929 году в монастыре хранились святыни, связанные с именем святого: его посох, наперсный крест, ризы.
В связи с набегами татар устроение монастыря на р. Оке имело и значение укрепляющего звена в оборонительном поясе монастырей. Это в свою очередь послужило будущему развитию и упрочению обители.
XV в.
В XV веке монастырь всё более возвышался, росло его благосостояние, укреплялась монашеская жизнь. Заложен зимний храм преподобного Сергия Радонежского. Он имел высокий подклет, различные подсобные помещения: одностолпная братская трапезная, поварня и хлебодарня. Возведена колокольня между Сергиевским и Богоявленским храмами (разобрана в конце XVIII в.).
Монастырь имел владения в Москве (Голутвинская слобода), в 1472 г. князь Юрий Васильевич передал в дар монастырю сёла Рожек и Маливку.
1480 г. — посещение обители великим князем Иваном III, перед выступлением против татарского хана Ахмата (стояние на реке Угре).
Одна из псевдоготических башен 1778 годаXVI в.
Значительно растёт благосостояние обители. Монастырь посещает царь Иван Грозный. Содержится богатая библиотека.
XX в.
В апреле 1912 настоятелем монастыря, за год до своей кончины (1 [14] апреля 1913), был назначен почитаемый старец Варсонофий Оптинский. Монастырь был закрыт в 1929 году. Передан в ведение Московской епархии в 1994 году; с декабря 1994 года возобновлены регулярные богослужения. В 1995 году в монастырь переведено Московское епархиальное духовное училище, впоследствии преобразованное в Коломенскую православную духовную семинарию.
XXI в.
В октябре 2012 года здания исторических восточного братского, западного гостиничного корпуса и ряд других были переданы Коломенской семинарией в ведение монастыря.
Настоятели монастыря
- прп. Григорий Голутвинский, ок. 1385—1405
- иг. Авраамий, 1612—1614
- иг. Евфимий, 1618—1619
архимандриты (с 1707 г.):
- архим. Иоасаф, 1708—1724
- архим. Никита, 1732—1733
- архим. Виктор, 1735—1736
- архим. Григорий, 1740—1744
- архим. Софония, 1744—1747
- архим. Феоктист, 1754—1756
- архим. Вениамин, 1756—1760
- архим. Товия, 1761—1765
- архим. Вонифатий (Борейко), 1766—1771
- архим. Иакинф (Карпинский), 1771—1774, ректор Коломенской семинарии
- архим. Арсений (Тодорский), 1774—1784, в 1775—1784 гг. ректор Коломенской семинарии
- архим. Тихон, 1784—1788
- архим. Наркис, 1788—1789
- архим. Иоанн (Островский), 1789—1795, ректор Коломенской семинарии
- иг. Самуил (Колесницын), 1800—1829, известен многочисленными постройками, придавшими монастырю сегодняшний облик
- иг. Назарий (Барданосов), 1829—1857
- иг. Авраамий, 1857—1864, духовник архим. Назария
- иг. Назарий II, 1864—1867
- иг. Сергий (Свешников), 1867—1871
- иг. Варлаам, 1871—1876
- иг. Пахомий, 1892—?
- иг. Иоасаф, в 1896, сменился позже 1899
- архим. Варнава (Накропин), 1910—1911
- прп. Варсонофий (Плиханков), (весна 1912 — весна 1913)
- архим. Алексий (Кузнецов) (29 мая 1913 — декабрь 1916, с перерывом март—сентябрь 1916)
- архим. Амвросий (1917 — март 1918)
- архим. Леонид (март 1918 — ?)
- архим. Варнава (Беляев) (1918—1920)
- архим. Синезий (Зарубин) с 1923
- прпмч. Никон (Беляев), август 1925—1929, год закрытия монастыря.
- иг. Кирилл (Федотов) (1994—2001 года)
- иг. Григорий (Щелкунов) (2001—2007 года)
- иг. Варлаам (Горбунов) (с 2007 года)
Здания
- Богоявленский собор (главный храм) — построен на месте старого каменного собора, относится к началу XVIII века;
- Сергиевский храм и примыкающий к нему настоятельский корпус — относится к первой половине XIX века;
- восточный корпус (бывший братский корпус) с колокольней (высота 46±1 м) и Введенским надвратным храмом (начало XIX века);
- западный корпус (бывшая гостиница для паломников) (начало XIX века);
- ряд хозяйственных построек;
- ограда с башнями — большая (конец XVIII века) и малая (первая половина XIX века).