Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезная информация

















Яндекс.Метрика





Повесть о благочестивом рабе

Повесть о благочестивом рабеСлово от патерика, яко не достоит итти от церкви, егда поют») — русское, вероятно, переводное литературное произведение о рабе, спасшемся от смерти, благодаря тому, что дослушал до конца литургию.

Текстология

В древнерусской литературе Повесть известна в составе двух нравоучительных сборников — «Измарагда» и печатного «Пролога» под 30 апреля.

Известны два варианта Повести. Один из них находится в составе Измарагда и Пролога, другой — в сборнике смешанного состава из собрания Погодина. В последнем Повесть читается в числе ряда других статей из Пролога. Данный текст представляет собой вторичную, «украшенную» редакцию. Редактор стремился сделать текст более риторичным и эмоциональным. Так, сцена прощания отца с сыном распространена и стала экспрессивной, добавлены многочисленные эпитеты, введена прямая речь персонажей.

Повесть предположительно переводная. В заглавии указано, что ее источником является Патерик, однако это указание ничем не подтверждается и, вероятно, является ложным.

Сюжет

Отец для спасения от голодной смерти продал сына в рабство и заповедал ему не отходить от церкви во время литургии. Отрок прилежно исполнял заповедь отца. Он стал случайным свидетелем неверности своей госпожи её мужу. Госпожа вручила рабу убрус и отправила его к епарху. Отрок по пути задержался в церкви, чтобы дослушать до конца литургию, а убрус передал с другим рабом, посланным ему вслед. Оказалось, что убрус знаменовал обречённого на смерть, и вместо благочестивого отрока был убит другой раб.

Мотив

В основе сюжета лежит распространенный в мировой литературе мотив спасения героя, замедлившего выполнение задания своего господина ради того, чтобы дослушать до конца литургию. На Руси этот мотив был известен также в других произведениях: Сказание о богатом купце и легенда из «Великого зерцала» «Преподобная Богородица раба своего, иже божественную литургию с радостию послушаше, от огня избави и на носящего же зло обрати».