Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезная информация

















Яндекс.Метрика





Сан-Бьяджо

Церковь Мадонны ди Сан-Бьяджо (итал. La chiesa Madonna di San Biagio) — небольшая церковь расположенная примерно в километре к юго-западу ниже городских укреплений Монтепульчано, на юге Тосканы, в провинции Сиена. Построена по проекту архитектора Антонио да Сангалло Старшего в 1518—1544 годах. Храм расположен в открытом поле в конце кипарисовой аллеи и служит паломнической церковью. П. П. Муратов назвал церковь Сан-Бьяджо «одной из чистейших гармоний» Высокого Возрождения.

История

Здание ныне существующей церкви построено на месте древней раннехристианской базилики, посвященной Святой Деве Марии. Около 1000 года она оказалась внутри стен замка Сан-Бьяджо. Приходскую церковь освятили в честь Св. Власия ({{lang-la|Blasius; итал. San Biagio), откуда её последующее название. На одной из стен церкви сохранилась фреска с изображением Мадонны с Младенцем и святым Франциском, работа сиенского живописца XIV века. Почитание фрески и дальнейшее строительство храма связаны с чудесным событием, которое произошло 23 апреля 1518 года: две женщины и пастух, проходя мимо фрески, увидели, что «глаза Мадонны двигались как живые» .

Чудеса множились, и началось строительство новой церкви, шедевра архитектора Антонио да Сангалло Старшего. Строительство было поддержано папой Львом X, который получил образование у Анджело Полициано, уроженца Монтепульчано. Фундамент был заложен в 1518 году, основное строительство было окончено в 1526 году, работы в интерьере и возведение купола продолжались до 1545 года .

Композиция храма

Церковь выстроена из светлого желтоватого известняка: травертина, в форме греческого креста с центральным куполом на цилиндрическом барабане и кубическом основании, с полукруглой апсидой. Главный фасад обращён на север и имеет две отдельно стоящих, симметрично расположенных, квадратных в плане колокольни: одна недостроена, другая — ярусная с гранёным шатром, оформленная различными ордерами: дорическим, ионическим, коринфским. Закруглённая апсида должна была иметь полукупольное завершение, которое отсутствует в готовом здании. На его месте устроен балкон с парапетом.

Церковь Сан-Бьяджо относится к композиционному типу центрических храмов, который создавали архитекторы так называемого римского классицизма периода Высокого Возрождения в Милане и Риме в начале XVI века. Идеи и композиции подобных зданий разрабатывали Л. Б. Альберти, Донато Браманте и Леонардо да Винчи. Предполагают, что Браманте и Леонардо в 1482—1499 годах обсуждали в Милане достоинства византийских крестово-купольных храмов.

Помимо круглых храмов типа ротонды архитекторы разрабатывали планы типа квадрифолия, или «четырёхлистника», тетраконха («с четырьмя конхами») и постройки «звёздчатого» плана, получаемого с помощью «поворотного квадрата» (двух наложенных друг на друга квадратов, один из которых повёрнут на 45°). Прямыми прототипами церкви Сан-Бьяджо следует считать Темпьетто — круглый храм, построенный Браманте в Риме на Яникульском холме в монастыре Сан-Пьетро-ин-Монторио (1502), его считают своеобразной моделью нового собора Св. Петра в Ватикане, проекта, также разработанного Донате Браманте, церковь Санта-Мария делла Консолационе в городе Тоди (Умбрия, 1508—1607), а также церковь Санта-Мария-делле-Карчери в Прато (архитектор Джулиано да Сангалло, 1484—1495).

Интерьер

Церковь Сан-Бьяджо имеет план греческого креста с четырьмя симметричными прямоугольными компартиментами («рукавами креста»). Каждый из четырёх рукавов церкви перекрыт частично кессонным цилиндрическим сводом и освещается прямоугольным окном торцовой стены. Кроме того, в боковых стенах нефа и трансепта имеются круглые арочные ниши, внутри которых расположены малые алтари. Средокрестие перекрыто куполом на четырёх парусах диаметром 13 метров. Купол был возведён между 1536 и 1544 годами.

Монументальный алтарь создан в 1584 году Джанноццо и Лисандро ди Пьетро Альбертини. В центре, между двух коринфских колонн находится фреска XIV века, считающаяся чудотворной, изображающая Мадонну на троне с Младенцем и Святым Франциском, послужившая причиной строительства храма, и известная как «Мадонна ди Сан-Бьяджо»; по сторонам четыре ниши, в каждой из которых находится мраморная статуя работы скульптора Оттавиано Ладзерини (1617). Статуи изображают (слева направо) святых Иоанна Крестителя, Екатерину Сиенскую, Агнессу и Георгия. Люнет расписан фресками Анджело Риги (1648), фрески на своде, приписываемые Цуккари, изображают четырёх царей Израиля, Преображение, Вознесение и Коронацию Девы Марии. Витраж изображает Мадонну с ангелами и святыми — работа маэстро Боно ди Микеланджело да Кортона (1568) .


  • Перспективный вид

  • Средокрестие храма

  • Купол

  • Подпружные арки средокрестия