Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




21.09.2022


14.09.2022


12.09.2022


27.01.2021


27.01.2021





Яндекс.Метрика





Кнобельсдорф, Георг Венцеслаус фон

02.07.2022

Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф (нем. Georg Wenzeslaus von Knobelsdorff; 17 февраля 1699[…], Кросно-Оджаньске — 16 сентября 1753[…], Берлин) — немецкий архитектор на службе у короля Пруссии Фридриха II Великого. Его основные работы — расширение дворцов: Рейнсбергского, Монбижу и Шарлоттенбургского, строительство оперного театра на Унтер-ден-Линден и дворца Сан-Суси. Представитель оригинального стиля фридерицианского рококо.

Биография

Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф родился в семье силезских дворян в поместье Кукедель близ Кроссен-на-Одере (после 1945 года: Кросно-Оджаньске, Польша). В семье Георга Сигизмунда фон Кнобельсдорфа и Урсулы Барбары фон Хаугвиц было пять сыновей и три дочери. После ранней смерти отца Георг Венцеслаус рос со своим крёстным, главным лесным мастером Георгом фон Кнобельсдорфом. По семейной традиции Георг Венцеслаус начал свою карьеру в прусской армии. В шестнадцатилетнем возрасте был участником кампании против шведского короля Карла XII в Северной войне. Оставил военную службу по состоянию здоровья возрасте двадцати девяти лет.

Своё профессиональное будущее он видел в живописи. Учился различным техникам рисования у прусского придворного художника Антуана Пэна, с которым остался дружным на всю жизнь. Он получил также знания по геометрии и анатомии. Архитектуре обучался самостоятельно. Образцами для подражания стали для него постройки английских палладианцев: Иниго Джонса и Уильяма Кента.

Король Фридрих Вильгельм I узнал способностях Кнобельсдорфа и в 1732 году делегировал его в окружение своего сына, наследного принца Фридриха, позднее короля Фридриха II Великого. Наследный принц принял полк в гарнизонном городке Нойруппин. Кнобельсдорф стал его собеседником и советником по вопросам искусства и архитектуры. Плодом их совместного планирования стал сад Амальтеи и небольшой храм Аполлона типа моноптера — первое здание такого типа на европейском континенте.

В 1736—1737 годах Кнобельсдорф при содействии наследного принца совершил учебную поездку в Италию. Посетил Рим, Неаполь, Флоренцию и Венецию. Свои впечатления художник фиксировал в путевом альбоме: более сотни набросков карандашом и этюдов акварелью. Осенью 1740 года, вскоре после коронации Фридрих отправил его в новую учебную поездку, в Париж, где он увидел работу архитектора Клода Перро — восточный фасад Луврского дворца («Колоннаду Лувра»). В живописи его внимание привлекли картины Антуана Ватто, Никола Пуссена, Ж.-Б. С. Шардена. На обратном пути через Фландрию он увидел картины А. Ван Дейка и П. Рубенса.

По рекомендации короля Фридриха, который сам был масоном и возглавлял ложу в Пруссии, Кнобельсдорф в 1739 году в замке Райнсберг был принят в «Королевскую ложу, или Ложу премьер» (Loge du Roi oder Loge première), первую прусскую масонскую ложу.

Поскольку Фридрих знал качества Кнобельсдорфа и многого от него ожидал, он сразу же завалил его работой, но также наградил титулами и почестями. В 1741 году он подарил ему дом на Лейпцигер-штрассе в качестве его официальной резиденции. Архитектору было поручено руководство всеми королевскими постройками, кроме того, до 1742 года он был ответственным за постановку пьес и музыкальных представлений Дворцового театра. В дополнение к работе архитектора ему приходилось организовывать празднества с фейерверками в саду дворца Шарлоттенбург, делать эскизы оперных декораций и ухаживать за королевскими конюшнями. Кнобельсдорф обычно предоставлял только эскизы плана и чертежи фасадов здания, оставляя выполнение работ опытным строителям и техническим специалистам, но справлялся не всегда, а король был нетерпелив. В апреле 1746 года в ходе строительства дворца Сан-Суси он неожиданно подал в отставку по состоянию здоровья.

В 1753 году давняя болезнь печени Кнобельсдорфа стала более заметной. Поездка на бельгийский водный курорт не принесла улучшений. 7 сентября 1753 года, всего за несколько дней до своей смерти, Кнобельсдорф написал королю «во время перерыва в моей боли». Он поблагодарил его «за всю доброту и все добрые дела, которыми Ваше Величество одарило меня в течение моей жизни». При этом он попросил его признать двух его дочерей законными наследниками. Это было проблематично, потому что девушки вышли из неподходящих отношений. Давний холостяк Кнобельсдорф в 1746 году вступил в семейные отношения с «буржуазной» Софи Шарлоттой Шене, дочерью шарлоттенбургского дворника Шене, что вызвало недовольство в придворном обществе. Фридрих II выполнил просьбу неизлечимо больного человека, но с ограничением, что дворянский титул не должен передаваться по наследству.

Кнобельсдорф умер после затяжной болезни на 54-м году жизни 16 сентября 1753 года. Погребение произошло в крипте Немецкого собора на Жандарменмаркт. Четыре года спустя рядом с ним был похоронен его друг Антуан Пэн. Когда церковь была перестроена в 1881 году, останки были перенесены на одно из кладбищ на Халлешер-Тор в Берлин-Кройцберге. Могила была разрушена во время бомбардировок Второй мировой войны (по иной версии утеряна ранее). В наше время о художнике напоминает только кенотаф у входа на кладбище на Цоссенерштрассе.

Творческая деятельность

Наследный принц Фридрих и Кнобельсдорф совместно разработали первые идеи обширной строительной программы, которая должна была быть реализована после вступления наследного принца на престол в 1740 году. В том же году Кнобельсдорф был назначен Главным хранителем королевских дворцов и парков. Первые строительные работы Кнобельсдорф осуществил в замке и парке резиденции Райнсберг (город в федеральной земле Бранденбург).

В Берлине король намеревался построить новый городской дворец, который выдерживал бы сравнение с великолепными резиденциями в крупных европейских державах. Кнобельсдорф спроектировал «Фридерицианский форум» (Forum Fridericianum) — обширный комплекс парадных площадей и зданий с внутренними дворами и полуциркульными колоннадами (циркумференциями) к северу от главной улицы столицы Унтер-ден-Линден, перед которым должна была находиться просторная площадь с двумя отдельно стоящими зданиями — Оперным театром (Opernhaus) и Бальным (игровым) домом (Ball(spiel)haus). Строительство завершалось между 1775 и 1786 годами. Удалось построить только здание театра. В качестве прототипов фасада здания Оперного театра (позднее: Берлинская государственная опера) архитектор избрал постройки Андреа Палладио: Вилла Ротонда, Вилла Фоскари (Мальконтента, 1558—1560) и несколько зданий английского палладианца Колина Кэмпбелла, в том числе Хоутон-холл в Норфолке (1721—1725), представленных в гравюрах издания «Британский Витрувий» (Vitruvius Britannicus vol. 3, 1725). Наименования: «Forum Friedrichs», «Friedrichsforum» и «Forum Fridericianum» остались лишь в истории архитектуры и не нашли своего продолжения. Однако здание Берлинской оперы вошло во многие учебники архитектуры. Дворец Монбижу, созданный в виде одноэтажного павильона с садами на берегу Шпрее, был летней королевской резиденцией, а с 1740 года — резиденцией вдовы королевы Пруссии Софии Доротеи, матери Фридриха Великого. Павильон, в котором было всего пять комнат и галерея, вскоре оказался слишком маленьким для представительной королевы. Под руководством Кнобельсдорфа здание было расширено в два этапа между 1738 и 1742 годами, чтобы сформировать обширный симметричный комплекс с боковыми крыльями и малыми павильонами. Яркие поверхности, позолота, орнаменты и скульптуры должны украсить здание. Дворец был полностью разрушен в 1945 году.

13 января 1745 года Фридрих Великий распорядился построить «Лустхаус» (нем. Lusthaus — Увеселительный дом) в Потсдаме близ Берлина и вручил Кнобельсдорфу эскиз для исполнения. Согласно разработанному проекту, было возведено одноэтажное здание удлинённого плана на террасах виноградников на южном склоне холма на северо-западе Потсдама. Центральный павильон («Мраморный зал») имел перекрытый низким куполом полукруглый выступ. За реализацию проекта отвечали руководитель строительства Фридрих Вильгельм Дитерихс и мастер-строитель Ян Боуман. 1 мая 1747 года был открыт дворец Сан-Суси (фр. Sans souci — Без забот). Французское название свидетельствовало о пиетете прусского короля к французской культуре. Король также называл свой летний дворец «Мой виноградник» (Mein Weinberghäuschen). Фридрих Великий жил там с мая по сентябрь, а зимние месяцы проводил в Потсдамском городском дворце.

Свидетельством широкого диапазона художественного таланта Кнобельсдорфа являются его проекты декоративных садовых ваз, зеркальных рам, мебели, орнаментальной лепнины и карет. Орнамент был важной составляющей европейского стиля рококо. При декорировании интерьеров дворцов Потсдама использовались гравюры по рисункам французских художников-орнаменталистов, выдающихся мастеров рокайля и гротеска, таких как Антуан Ватто, Жюст-Орель Мейссонье и Жак де Лажу. На Кнобельсдорфа, очевидно, особенно повлияли мотивы орнаментальных рисунков Ватто, которые он перенял и разнообразил для зеркальных рам, десюдепортов дворцовых интерьеров.

Как архитектор, Кнобельсдорф находился под сильным влиянием проектов, построек и теоретических работ Андреа Палладио. Кнобельсдорф чувствовал себя обязанным соблюдать палладианский архитектурный язык во всех своих зданиях, по крайней мере, в том, что касалось внешней формы. Однако он не просто копировал палладианские прототипы и мотивы, но компоновал их на свой лад (после его смерти в Берлине и Потсдаме были обнаружены сборники чертежей, созданных на основе известных палладианских построек). Кнобельсдорф стал представителем прусского классицизма, который полностью сформировался только в конце XVIII века и достиг своего апогея в начале XIX века благодаря творчеству Карла Фридриха Шинкеля. С другой стороны, в некоторых деталях фасадов и, главным образом, в отделке интерьеров дворцов и малых садово-парковых сооружений, Кнобельсдорф следовал актуальному в его время французскому стилю рококо, по-своему его интерпретируя, и создал оригинальное прусское, или «фридерицианское рококо».

Коллекция произведений искусства

Кнобельсдорф был преданным коллекционером произведений искусства, факт, который был неизвестен до недавнего времени, когда были обнаружены старые инвентарные списки. Однако источники формирования и история коллекции остаются неясными. Он оставил своему другу, подполковнику и, с 1747 года, попечителю Королевской академии наук Петеру Карлу Христофу фон Кейту обширную коллекцию картин, рисунков и гравюр художников XVIII века. При оценке коллекции насчитали 368 картин на сумму около 5400 рейхсталеров и более 1000 графических листов для 400 рейхсталеров.


Основные постройки

  • Храм Аполлона. Сад Амальтеи. Нойруппин. Проект. 1734

  • Замок Райнсберг. 1737—1740

  • Д. Деген. Дворец Монбижу (1738—1742; не сохранился) и церковь Св. Софии. 1739. Холст, масло

  • Дворец Шарлоттенбург. Новый флигель. 1740—1743

  • Городской дворец (Stadtschloss) в Потсдаме. 1744—1752

  • «Портал Фортуны» (Fortunaportal). Потсдам. Реконструкция 2006 г.

  • Оперный театр на Унтер-ден-Линден. Берлин. 1738—1742

  • Французская церковь в Потсдаме. 1752

  • Дворец Сан-Суси. Потсдам

  • Колоннада Оленьего сада в парке Сан-Суси. Акварель И. Ф. Нагеля. Ок. 1792

  • Грот Нептуна в парке Сан-Суси. 1751