Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезная информация

















Яндекс.Метрика





Вустин, Александр Кузьмич

Александр Кузьмич Вустин (24 апреля 1943, Москва — 19 апреля 2020, Москва) — советский и российский композитор.

Биография

Александр Вустин начал сочинять музыку в 1952 году, но считал, что только в 1972 году он обрёл свой индивидуальный композиторский почерк. В 1957—1961 годах занимался композицией у Григория Самуиловича Фрида, которому в дальнейшем посвятил «Слово для духовых и ударных» (1975). В 1969 году закончил Московскую государственную консерваторию по классу Владимира Фере, работал редактором на радио, а затем в издательстве «Советский композитор». Вустин — активный участник новой Ассоциации современной музыки (АСМ-2), созданной и возглавленной Эдисоном Денисовым в 1989 году. Его работы в кино включают музыку к фильму Рустама Хамдамова «Анна Карамазофф», 1991.

С 2016 года — «композитор в резиденции» Госоркестра России (проект Владимира Юровского). С этим сотрудничеством связан взлёт популярности Вустина в самые последние годы его жизни, увенчавшийся мировой премьерой его оперы «Влюблённый дьявол» под управлением Юровского 15 февраля 2019 в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Супруга — Марина Ельянова, музыкальный редактор. Сын — певец Юрий Вустин (род. 1968), солист ансамбля старинной музыки «Volkonsky Consort».

Умер в Москве 19 апреля 2020 года от коронавирусной инфекции. Урна с прахом композитора была захоронена 15 августа 2020 года на Введенском кладбище Москвы (23-й участок).

Творческая характеристика

Музыкальный язык Вустина отличается крайней сдержанностью, углубленностью, смысловой концентрацией, интенсивным переживанием времени как своего рода пространства актуального музыкального действия, общего для автора, исполнителя и слушателя, и в этом смысле его можно назвать наследником традиций Антона Веберна.

Исполнители

Среди исполнителей его сочинений — ГАСО (Госоркестр им. Е. Ф. Светланова), симфонический оркестр Би-Би-Си, дирижёры Владимир Юровский, Лев Маркиз, Александр Лазарев, Игорь Дронов, Рейнберт де Леу, скрипач Гидон Кремер, ударник Марк Пекарский, саксофонист Клод Делангль, певцы Светлана Савенко, Алиса Гицба, Елена Васильева и др.

Избранные сочинения

  • «Три стихотворения Моисея Тейфа» (1966) для голоса (баса) и фортепиано (в русском переводе Юнны Мориц)
  • Струнный квартет (1966)
  • Симфония (1969) для оркестра
  • «Три торопецкие песни» (1972) для фортепиано
  • «Ноктюрны» (1972—82) для камерного ансамбля и высокого голоса
  • «Слово» (1975) для духовых и ударных, посв. Григорию Фриду
  • «Соната для шести» (1973)
  • «Lamento» (1974) для фортепиано
  • «Каприччио» (напевы из сборника М. Береговского. 1977—82) для голоса (меццо-сопрано), мужских голосов и ансамбля
  • «Памяти Бориса Клюзнера» (1977) для голоса, скрипки, альта, виолончели и контрабаса, на текст Юрия Олеши
  • «Memoria-2» (концерт, 1978) для ударных, клавишных и струнных
  • «Сказка» (1979) для гобоя соло
  • «Возвращение домой» (1981) для голоса и 13 инструментов, стихи Дмитрия Щедровицкого
  • «Досуги Козьмы Пруткова» (1982) для баритона и ударных
  • «Посвящение Бетховену» («Hommage à Beethoven», 1984) концерт для ударных и камерного оркестра)
  • «Праздник» (1987) для детского хора и оркестра на тексты русских певческих книг XVII века
  • «Влюбленный дьявол» (1975—1989) опера по Ж. Казоту, либретто Вл. Хачатурова
  • «Блаженны нищие духом» (1988) для контратенора и камерного ансамбля
  • «Действо от Луиджи» (1990) для ансамбля ударных
  • «Белая музыка» (1990) для органа
  • «Письмо Зайцева» (1990) для голоса, струнных, большого барабана и магнитной ленты. Текст Сергея Зайцева
  • «Музыка к фильму» (1991) для ударных и оркестра
  • «Музыка для десяти» (1991) на текст Жана-Франсуа Лагарпа
  • «Героическая колыбельная» (1991) для ансамбля
  • «Посвящение сыну» (1992) для флейты и ансамбля
  • «Три стихотворения Андрея Платонова» из романа «Чевенгур» (1992) для голоса и ансамбля
  • «Agnus Dei» (1993) для смешанного хора, ударных и органа
  • «Маленький реквием» (Kleines Requiem, 1994) для сопрано и струнного квартета
  • «Музыка для Ангела» (1995) для саксофона, вибрафона и виолончели
  • «Песня из романа Андрея Платонова» (1995) для хора и оркестра
  • «Исчезновение» (1995) для баяна, виолончели и струнного оркестра
  • «Фантазия» Посвящение Гидону Кремеру (1996) для скрипки и оркестра
  • Танго «Hommage à Guidon» (1997) для скрипки, струнного оркестра и ударных
  • Трио (1998) для фортепиано, скрипки и виолончели
  • «День рождения Марка Пекарского» (1998) для ансамбля ударных
  • «Свете тихий» (1999) для голоса
  • «Похвала земле» (1999) для детских голосов и камерного оркестра на стихи Ольги Седаковой
  • «Veni, Sancte Spiritus» (1999) для хора, ударных и ансамбля
  • «Canto» (1999) для поющего струнного трио, слова А. С. Пушкина
  • «Alone» (2000) для вибрафона соло
  • «Sine Nomine» (2000) для оркестра
  • «Ночная мгла» (2000) для детского и смешанного хора и камерного оркестра на стихи Бориса Пастернака (часть коллективного сочинения)
  • «К Софии» (2001) для голоса (меццо-сопрано) и ансамбля на стихотворение Ольги Седаковой «Отшельник говорит», посв. Софии Губайдулиной
  • «Эпиграф» для органа (памяти Эдисона Денисова)
  • «Голос» (2001) для альта (меццо-сопрано) соло, стихи Ольги Седаковой
  • «Седьмое слово» (2002) для ансамбля (часть коллективного сочинения)
  • «Spem in alium» (2003) для фортепиано, голосов (альты, басы) и ансамбля на текст из мотета Томаса Таллиса
  • «Постлюдия» (2003) для ансамбля
  • «Разоблачение Евы» («Взгляд № 5», 2004) для оркестра (часть коллективного сочинения)
  • «Приношение» (2004) для ансамбля, посв. Гидону Кремеру в память о Д. Шостаковиче
  • Credo (2004) для ансамбля, посв. М. Дубову и А. Виноградову в память об Э. Денисове
  • «Вечерние птицы» (2006) для струнного трио
  • «Театр» (2006) для голоса (меццо-сопрано) и ансамбля на стихи Дмитрия Щедровицкого
  • «Далёкий свет» (2007) для бас-кларнета соло
  • «Музыкальная жертва» (2007) для виолончели и фортепиано
  • «Поиски звука» (2008) для солирующих колоколов и оркестра
  • «Canticum canticorum» («Песнь Песней», 2010) для голосов и ансамбля
  • «Литания» (2011) для ударных, голосов и органа
  • «Из жизни эльфов» (2011) для фортепиано, скрипки и виолончели
  • «Ветер» (2012) для хора и инструментального ансамбля на стихи Александра Блока из поэмы «Двенадцать»
  • «Вечернее море» (2012) для поющего струнного трио, стихи Ольги Седаковой
  • «Посвящение» (2013) для виолончели, ударных и фортепиано
  • «Памяти Григория Фрида» (2014) для альта и фортепиано
  • «Песня Лукерьи» (2015) для магнитной плёнки, народного голоса и оркестра
  • «Песнь восхождения» (2016) для оркестра и голосов
  • «Три стихотворения Ольги Седаковой» (2017) для голоса (баса) и оркестра