Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021





Яндекс.Метрика





Краб (подводная лодка)

05.05.2022

«Краб» — российская подводная лодка, построенная в 1912 году по проекту Михаила Петровича Налётова; первый в мире подводный минный заградитель.

История

Михаил Налётов

В 1906 году Михаил Налётов представил Морскому техническому комитету проект подводной лодки водоизмещением около 300 тонн, которую можно было бы использовать как минный заградитель. После рассмотрения замечаний были разработаны второй — водоизмещением 450 тонн и третий — водоизмещением 470 тонн варианты лодки.

Четвёртый вариант заградителя в 1907 году был представлен на утверждение Морского министерства Николаевским заводом «Наваль». В 1908 году Морское министерство выдало заводу заказ на строительство подводного минного заградителя.

Летом 1909 года, после испытания моделей в Опытовом бассейне, завод представил окончательные чертежи подводной лодки — минного заградителя, которые вместе со спецификацией были утверждены 11 июля 1909 года. К концу 1909 года была начата сборка корпуса. Налётов был назначен консультантом при постройке корабля.

Параллельно с постройкой подводного минного заградителя изготавливались и испытывались сконструированные Налётовым мины, которые должны были обладать нулевой плавучестью.

Подводная лодка «Краб» строилась в Николаеве, на судоверфи «Наваль»; возглавлял строительные работы инженер И. С. Каннегисер. 12 августа 1912 года лодка была спущена на воду, в 1915 году вошла в состав Черноморского флота Российской империи.

Лодка могла принимать на борт до 60 якорных мин и 4 торпед. За время службы «Краб» успел осуществить три подводных минирования пролива Босфор (дважды) и входа в порт Варна. Достоверно известно, что на поставленных им минах подорвалась турецкая канонерская лодка «Иса-Рейс». Существует версия, что на минах «Краба» подорвался немецкий крейсер «Бреслау», однако преобладает мнение, что те мины были выставлены с русских миноносцев, так как место подрыва лежит в заметном удалении от постановки «Краба».

В 1918 году «Краб» попал в руки германского, а затем морского командования Антанты. В апреле 1919 года первый в мире подводный заградитель затопили в Северной бухте Севастополя. Для затопления на его левом борту в районе рубки была сделана пробоина размером 0,5 м² и открыт носовой люк.

Финал

В конце 1923 году была создана Экспедиция подводных работ особого назначения, которая в течение многих последующих лет была основной организацией, проводившей в стране подъём судов. За время своей деятельности ЭПРОН поднял большое количество затопленных во время войны военных кораблей и торговых судов. В 1934 году во время поисков затопленных лодок металлоискатель дал отклонение, указывавшее на наличие в этом месте большого количества металла. При обследовании была обнаружена подводная лодка «Краб». Лодка лежала на глубине 65 м, зарывшись кормой глубоко в грунт, в прочном корпусе на левом борту имелась пробоина; орудие и перископы были целы.

Работы по подъёму лодки начались летом 1935 года. В силу большой для того времени глубины затопления подъём решили производить этапами, то есть постепенно переводя её на всё меньшую глубину. Первые попытки поднять заградитель были сделаны в июне, но оторвать корму от грунта не удалось, поэтому было решено вначале размыть грунт в кормовой части лодки. Эта работа была очень трудной, так как вывод всей системы грунтоотсосных труб наверх весьма сложен, а зыбь могла всю эту систему превратить в лом. Кроме того, из-за большой глубины водолазы могли работать на грунте лишь по 30 минут. Тем не менее, к октябрю размывка грунта была закончена, затем, с 4 по 7 октября, были проведены три последовательных подъёма, заградитель ввели в порт и подняли на поверхность.

За год до подъёма «Краба» Михаил Петрович Налётов вышел на пенсию и к моменту поднятия жил в Ленинграде. В последние годы он работал старшим инженером в отделе главного механика Кировского завода. Узнав, что его детище спасено, он составил проект восстановления и модернизации заградителя, но эти планы не были осуществлены, так как к этому моменту советский Военно-Морской Флот ушёл далеко вперёд в своём развитии, в его составе уже имелись десятки новых, более совершенных подводных лодок всех типов, в том числе и подводных заградителей, и надобности в восстановлении устаревшей лодки не было. Несмотря на историческую ценность первого в истории подводного заградителя, после подъёма его распилили на металлолом.

Прочие технические характеристики

  • Скорость:
    • наибольшая (надводная/подводная) — 10.8/8.3-8.6 узла
    • экономическая (надводная/подводная) — 8.5/5.5-5.9 узла
  • Дальность плавания:
    • надводная — 1,200/2,000 миль (10.8/8.5 узловым ходом)
    • подводная — 82/138 миль (8.2/5.9 узловым ходом)
  • Запас топлива: 13.5 тонн (керосин)
  • Время погружения — 7 мин 38 сек
  • Время всплытия — 4 мин
  • Запас плавучести — 14 %
  • 2 перископа
  • прожектор диаметром 30 см
  • Экипаж:
    • офицеры — 3 человека
    • кондукторы — 2 человека
    • нижние чины — 24 человека

Командиры

  • 1914 — 10.08.1915 капитан 2 ранга Феншоу, Лев Константинович
  • 10.08.1915 — 01.07.1917 старший лейтенант Паруцкий, Михаил Васильевич

Галерея

  • Подводная лодка «Краб». Около 1912 г.

  • Спуск на воду подводного заградителя «Краб» 12 августа 1912 года.

  • «Краб» в сухом доке в Севастополе. 1916 год