Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021





Яндекс.Метрика





Аят Татхир

17.04.2022

Аят Татхир — тридцать третий аят коранической суры 33 «Аль-Ахзаб», имеющий исключительное значение для мусульман-шиитов в связи с тем, что в нем зафиксировано важное вероучительное положение об очищении Ахл аль-Бейт от грехов и заблуждений.

Аят звучит следующим образом:

Аллах желает только охранить вас от скверны, о члены дома [Пророка], очистить вас всецело.

Мусульмане-сунниты и мусульмане-шииты разошлись во мнениях относительно того, кто входит в число членов дома пророка Мухаммада и включает ли понятие «Ахл аль-Бейт» жён Мухаммада. Кроме того, они по-разному трактуют понятие «очищение» (татхир).

Значение понятия «татхир»

С точки зрения морфологии арабского языка, слово «татхир» представляет собой отглагольное существительное (масдар) второй породы от глагола «таххара», что означает «чистить», «очищать», «обмывать», «дезинфицировать», а также, согласно второму его значению, — «совершать обряд обрезания». «Татхир» переводится как «очищение», «чистка», «обеззараживание», «дезинфекция», а также как «обрезание», но очевидно, что в аяте это слово использовано в первом своём значении — как «очищение от греха».

Коранический оборот «йутаххиракум татхиран» (глагол «таххара» в третьем лице мужского рода единственного числа) является производным от «таххара татхиран», употребление слова «татхир» в таком падеже и в такой грамматической конструкции указывает на усиление значения, то есть не просто на очищение, а на «всецелое очищение» или «полное очищение».

Интерпретация в хадисах

Во многих источниках, включая суннитские (Тирмизи, «Муснад» Ахмада ибн Ханбала, «Мустадрак» аль-Хакима, «Тафсир ад-дурр аль-мансур» ас-Суйуты, тафсир Ибн Джарира ат-Табари, тафсир Ибн Касира, «Усд аль-габа» Ибн аль-Асира), приводится хадис, согласно которому в течение шести месяцев после ниспослания данного аята пророк Мухаммад приходил к дому Фатимы и говорил:

Время молитвы, о Ахл аль-Бейт! Несомненно, Аллах пожелал очистить вас от любой скверны и сделал вас чистыми и незапятнанными.

В тех же источниках также приводится хадис от Абу-ль-Хамра:

Посланник Аллаха на протяжении восьми месяцев, находясь в Медине, подходил к двери Али перед каждым утренним намазом, кладя две своих руки на дверь и возвещая: «Ас-салат! Ас-салат (Молитва! Молитва!)! Поистине, Аллах удалил всю скверну от вас, о люди дома Мухаммада, и сделал вас чистыми и незапятнанными.

В другом хадисе от Ибн Аббаса приводится версия, что пророк Мухаммад в течение девяти месяцев подходил к двери имама Али ибн Абу Талиба перед каждым намазом и звал Ахл аль-Бейт на молитву, упоминая об их всецелом очищении (татхир). Также есть аналогичный хадис от Абу Саида аль-Худри в «Маджма‘ аз-зава’ид», согласно которому с точно такими же словами пророк Мухаммад каждое утро перед намазом фаджр приходил к дому своей дочери Фатимы аз-Захры.

Однако самым известным хадисом, содержащим в себе толкование данного аята, является хадис аль-киса:

Однажды Посланник Аллаха, почувствовав, что к нему снисходит Божественное Откровение, сказал: “Позовите ко мне их”. [Его жена] Сафия спросила: “Кого позвать, о посланник Аллаха?” Он сказал: “Ахл аль-Бейт (людей моего дома) – Али, Фатиму, Хасана, Хусейна”. Когда они пришли, посланник Аллаха накрыл их накидкой киса и, обращаясь к Аллаху, сказал: “О, Аллах. Они – моё семейство. Благослови Мухаммада и род Мухаммада”, после чего был ниспослан аят ат-Татхир.

Тот же автор — аль-Хаким — приводит тот же самый хадис и от другой жены пророка Мухаммада — Умм Саламы, а Муслим возводит такой же хадис к Айше.

Вопрос о жёнах Мухаммада

При толковании данного аята суннитские и шиитские комментаторы расходятся в том, включает ли аят Татхир в себя жён пророка Мухаммада или нет.

Суннитские авторы убеждены, что жёны Мухаммада входят в число Ахл аль-Бейт в силу контекста данного аята — а именно, того, что в данном и предыдущем аяте идёт последовательный переход от темы жён пророка к теме очищения (татхир):

О жены Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина. Если вы богобоязненны, то не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чье сердце поражено недугом, а говорите достойным образом. Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества, совершайте намаз, раздавайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. О обитатели дома! Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью.

Шиитские же муфассиры полагают, что аят Татхир ниспосылался отдельно, и что понятие «обитатели дома» (Ахл аль-Бейт) непременно должно включать в себя лиц мужского пола, ибо используется местоимение мужского рода — «кум» («антум»). Если обращение идет с использованием местоимения мужского рода, это может означать две вещи:

  • Адресат обращения — мужчины;
  • Адресат обращения — женщины и хотя бы (как минимум) один мужчина.
  • Однако, по мнению шиитских экзегетов, хадисы (включая хадисы из суннитских сборников) свидетельствуют о том, что жёны Мухаммада не входят в число «очищенных полностью». В частности, об этом свидетельствует достоверное предание от Умм Саламы, которое приводит ас-Суйуты в «Ад-дурр аль-мансур»:

    Аят Татхир был ниспослан в моём доме. В доме было семеро: Джибрил, Микаил, Посланник Аллаха, Фатима, Али, Хасан, Хусейн. Я спросила: “О, Посланник Аллаха, разве я не из Ахл аль-Бейт?” Посланник Аллаха сказал: “Ты будь на своем месте, и ты одна из жён Пророка”.

    В книге «Мустадрак» аль-Хакима приводится иная концовка данного хадиса, в соответствии с которой Мухаммад ответил:

    Ты в добре, но они – моё семейство, и они более достойны.

    В своде «Муснад» Ахмада ибн Ханбала также приводятся слова Умм Саламы: "Я подняла киса (покрывало), чтобы быть рядом с Ахл аль-Бейт, но Посланник Аллаха сказал:

    Ты – в добре, но они – моё семейство.

    Многие исламские учёные (Ибн Манзур, Ибн Асир, Ибн Араби) отмечали, что к числу «обитателей дома» правильно относить только кровных родственников, но не жён. В сборнике Муслима приводится хадис от Зайда ибн Аркама, которому задали вопрос относительно того, входят ли жёны пророка Мухаммада в число Ахл аль-Бейт (и, соответственно, распространяется ли на них сказанное в аяте Татхир), на что Зайд ответил:

    Нет, клянусь Аллахом, женщина может какой-то срок жить с мужем, а потом, если мужчина даст ей развод, она возвращается в дом отца. Поэтому род – это самые близкие, милостыня которым запрещена.

    Тем самым, нельзя сказать, что исключение жён пророка Мухаммада из числа Ахл аль-Бейт, на которых распространяется сказанное в аяте Татхир, отражает сугубо шиитскую точку зрения, ибо многие суннитские комментаторы и передатчики хадисов придерживались по этому вопросу того же мнения. И лишь некоторые из них — такие, как Ибн Касир или Икрима, полагали, что данный аят относится и к жёнам Мухаммада. Впрочем, шиитские учёные считают Икриму не заслуживающим доверия передатчиком; что же касается Ибн Касира, то его мнение является миноритарным даже для круга суннитских экзегетов.

    Иное мнение, согласно которому аят Татхир относится не к жёнам Мухаммада, а лишь к Али ибн Абу Талибу, Фатиме аз-Захре, Хасану и Хусейну, отражено не только во всех шиитских источниках, но и в таких суннитских книгах, как «Сунан» ат-Тирмизи, «Муснад» Ахмада ибн Ханбала, «Мустадрак» аль-Хакима, «Усд аль-габа» Ибн аль-Асира, «Тафсир» ат-Табари и «Тафсир» ас-Суйуты.

    Использованные источники

    • Алмат Абсаликов, «Истинность шиизма», Иран, Кум: «Ансариан», 2005.
    • Х. К. Баранов. Арабско-русский словарь, под редакцией В. А. Костина, издание третье, Москва, 2007.
    • Коран, перевод М.-Н. Османова.
    • Коран, перевод Э. Кулиева.
    • A Shi’ite Encyclopedia. Who Are Ahlul-Bayt? Part 2.