Релокализация — возвращение бизнес-процессов, ранее вынесенных в другие регионы.
Определение
Согласно М. Мухуду (2008, 1993, 1989) экономическую релокализацию можно определить двумя способами :
- В строгом смысле, это возвращение производственных (сервисных) единиц, ранее вынесенных в страны с более низкими расходами на заработную плату, в их страны происхождения.
- В широком смысле, релокализация — это замедление делокализации (перенесения) экономической деятельности в страны с низкой зарплатой, или пересмотр ранее принятых решений о делокализации в секторах, чувствительных к конкуренции по затратам.
Волны релокализации
М. Мухуд (2008) выделяет четыре волны релокализации:
Факторы релокализации
Релокализация является возможным ответом на несколько факторов:
- проблемы качества конечного продукта; в сервисных подразделениях (например, колл-центрах), может появиться потребность в географической близости к клиенту.
- вопросы стоимости; экономический интерес к релокализации меняется в зависимости от изменения заработной платы в странах, в которые вынесена деятельность, затрат на транспорт, непосредственно связанных с ценами на энергоресурсы, изменений методов производства, в частности, уровня автоматизации, помощи государственных органов, которые принимают во внимание объём социальных расходов, уровня безработицы и др.
- рационализация производства крупными корпорациями, которые возвращаются на рынки своих стран происхождения.
Иногда выделяют также три фактора, влияющие на релокализацию:
Желание некоторых лидеров выстроить свои экономические модели на базе углеродного баланса или корпоративной социальной ответственности (или даже ISO 26000) может в ближайшие несколько лет стать новым фактором релокализации.
В контексте деглобализации
Поскольку перспективы создания нового производственного сектора неясны, рыночная система стремится восстановить своё равновесие через новые формы ведения бизнеса. Это проявляется в деглобализации, превращении цепей поставок в цепи спроса; большие экономики фокусируются на своих внутренних рынках, на смену аутсорсингу приходит «бэксорсинг»; экономическая деятельность возвращается обратно в страны и места происхождения. Известный слоган «Мысли глобально, действуй локально» переосмысливается как использование глобальной информации и знаний в локальных действиях.