Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021





Яндекс.Метрика





Поэма о море

01.01.2022

«Поэма о море» — игровой фильм, снятый в 1958 году вдовой Александра Довженко Юлией Солнцевой по его сценарию. Картина, повествующая о том, какой драмой обернулось строительство на юге Украины Каховской ГЭС для жителей ближнего к станции села, получила ряд наград на Всесоюзном и международных кинофестивалях. Александр Довженко был посмертно удостоен Ленинской премии (1959).

Лента стала дебютом в кино для актрисы Нины Сазоновой. Роль Кобзаря сыграл Иван Козловский.

Сюжет

Возвращаясь после долгой разлуки в дорогие сердцу места, генерал Федорченко (Борис Ливанов) вспоминает, как много лет назад он покидал родное село. Мать и председатель колхоза уговаривали его остаться, но юношу манили другие дали. Точно так же, невзирая на увещевания близких, устремлялись на учёбу и работу в большие города его бывшие одноклассники.

Дорога домой лежит через Новую Каховку — молодой город, живущий грядущим пуском Каховской гидроэлектростанции. Прибыв в село, Федорченко узнаёт, что возведение ГЭС оставило колхоз без рабочих рук: почти все выпускники местной школы отправились на большую стройку. Следующим открытием для генерала становится известие, что одновременно с ним в село начали съезжаться люди, не бывавшие здесь несколько десятилетий. Среди них — известный архитектор, полярный исследователь, летчик, писатель, заместитель министра, шесть полковников. Спустя годы они не сразу узнают друг друга; все взволнованы встречей.

Этот съезд земляков не случаен. Собрав всех прибывших на площади, председатель колхоза Савва Зарудный (Борис Андреев) объявляет, что село, имеющее давнюю и богатую историю, доживает последние дни. Оказавшись в зоне затопления, оно с пуском станции уйдёт на дно. Исчезнут белёные хаты, вишнёвые сады, клуб, школа, могилы дедов и прадедов. На их месте появится море. Для того чтобы люди могли последний раз увидеть родные хаты, Зарудный написал десятки писем и вызвал в село тех, кто когда-то его покинул.

История фильма

Александр Довженко начал работать над своим последним сценарием, будучи уже серьёзно больным. В письме, адресованном прозаику Юрию Смоличу (октябрь 1956), режиссёр благодарил товарища за замечания и признавался, что сил на серьёзную переработку отдельных эпизодов ему не хватает:

Знаю я, что над морем надо ещё много работать. И если хватит мне времени, и вечер мой будет тихий и долгий, я сделаю ещё много приятного, а пока извини.

В ту пору в дневнике Довженко появляется запись: «Тяжело мне жить. Годами смотреть, как закапывают меня живым в землю…» Сценарий был завершён, но приступить к работе над фильмом режиссёр не успел: он скончался в канун первого съёмочного дня.

После смерти мужа Юлия Солнцева решила снять «Поэму о море», несмотря на то, что её самостоятельный режиссёрский опыт был не слишком велик. Получить право на постановку удалось не сразу; Солнцеву, по воспоминаниям редактора «Мосфильма» Эллы Корсунской, «долго гоняли из кабинета в кабинет».

К усилиям Солнцевой по сохранению творческого наследия мужа кинематографическое сообщество относилось по-разному. Одни видели в них попытку стать «Довженко сегодня», другие были благодарны за «труд поистине титанический».

Съёмки

Художник Александр Борисов, на момент съёмок дебютант, вспоминал об этой работе как о сложнейшей в его фильмографии с технической точки зрения. Стояла задача затопить 300 гектаров человеческого жилья — два села со всеми постройками. В работе принимали участие инженеры-гидростроители. Для съёмок рассчитали и возвели плотину, построили дамбу.

Рецензии и отзывы

Выход «Поэмы о море» стал серьёзным испытанием не только для Юлии Солнцевой, но и для редакции журнала «Искусство кино». Первые рецензии, опубликованные на страницах издания, были положительными: о фильме тепло отозвались поэты Алексей Сурков и Николай Тихонов, режиссёры Сергей Герасимов, Лео Арнштам и Григорий Александров, писатели Леонид Соболев и Дмитрий Зорин, сценарист Евгений Андриканис. Авторы публикаций отмечали «эпохальность» картины, её лирическую направленность и новаторский подход. Особняком стояла рецензия кинокритика Якова Варшавского, в которой не только признавались достоинства «Поэмы…», но и фиксировались отдельные недочёты; так, переходы от реалистичных сцен к анимационным показались автору неубедительными, а образ директора стройки (Михаил Царёв) покоробил своей «резонерской абстрактностью».

Проблемы в журнале начались после того, как писатель Виктор Некрасов прислал редактору Людмиле Погожевой статью, в которой противопоставил «Поэму о море» другой картине — «Двум Фёдорам» Марлена Хуциева. Симпатии автора были на стороне фильма Хуциева; к тому же «Поэму о море» Некрасов опрометчиво назвал лентой Довженко.

Поэма»… с её тяготением к монументальным формам «большого стиля» показалась писателю явлением безнадежно архаичным, принадлежащим прошлому — предпочтение отдавалось неброской правде и естественной интонации. В искусстве ценность «отдельной» личности начала брать верх над «государственными соображениями».

«Искусство кино» опубликовало рецензию Некрасова, создав повод для читательской полемики. Однако дискуссия не состоялась: сразу после выхода статьи Погожева была приглашена в идеологический отдел ЦК КПСС; партийные функционеры заявили редактору, что публикация является «чуть ли не антисоветской, клевещущей не только на строителей рукотворного моря, но и на весь советский народ». Впоследствии киновед Олег Ковалов назвал статью Некрасова «программным манифестом» редакции.

Споры о том, как выглядела бы «Поэма о море», если бы Довженко довёл свой проект до конца, продолжались долго. Кинокритик Михаил Сулькин убеждён, что режиссёр вряд ли выпустил бы в свет «такое холодное, помпезное зрелище». Киновед Армен Медведев, напротив, считает, что фильм стал «своеобразным каталогом того, что впоследствии развивал наш кинематограф». Режиссёр Андрей Кончаловский, назвав сценарий Довженко «гениальным», заметил, что в нём «предвосхищены многие открытия „8 1/2“ Феллини».

Роли исполняли

Создатели фильма

  • Юлия Солнцева — режиссёр
  • Александр Довженко — автор сценария
  • Гавриил Егиазаров — оператор
  • Гавриил Попов — композитор
  • Александр Борисов, Иван Пластинкин — художники
  • В. Лагутин — звукооператор
  • Е. Мигунов, В. Никитин — художники мультипликации
  • Григорий Марьямов — редактор

Награды и фестивали

  • Ленинская премия (1959) — Александр Довженко (посмертно)
  • Всесоюзный кинофестиваль (1959):
    • особый почётный диплом (Юлия Солнцева)
    • первая премия автору сценария (Александр Довженко)
    • первая премия за исполнение мужской роли (Борис Андреев)
  • Лондонский кинофестиваль (1962) — почётный диплом (Юлия Солнцева)