Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021





Яндекс.Метрика





Аветисян, Амаяк Аветисович

01.12.2021

Амаяк Аветисович Аветисян (арм.Հմայակ Ավետիսյան, 19 февраля 1912, Мандан, Османская империя — 27 ноября 1978, Ереван, Армянская ССР) — советский армянский живописец, график, член Союза художников СССР, педагог, профессор, заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1960).

Биография

Амаяк Аветисович Аветисян родился в 1912 году в селе Мандан Ванской губернии (ныне Турция), дата рождения неизвестна. В дни геноцида 1915 года единственный, чудом выживший из всей семьи А. Аветисян попал в один из сиротских приютов Еревана, а с лета 1920 по 1927 год находился в Александропольском (Гюмри) детском приюте (известным под названием Полигон), организованным американским комитетом «Помощи на Ближнем Востоке». Рано пробудившаяся любовь к рисованию привела его в художественную студию при полигонской средней школе, где его первым учителем был живописец Степан Алтунян. В 1927 г. поступил в Ереванское художественное училище (на третий курс), педагоги В. Ахикян, С. Агаджанян. Во время учебы жил во II-ом Норкском детском доме. По окончании техникума с 1929 по 1931 год работал учителем в селе Корахбюр Гукасянского района и в Ленинаканской художественной школе.

В 1932 году осуществилась мечта художника — он поступил в Ленинградскую Академию художеств. Там он учился у К. И. Рудакова, Н. Э. Радлова, А.П.Остроумовой-Лебедевой, а с третьего курса — у Е. Е. Лансере и В. П. Белкина.

По окончании учебы в 1937 году Аветисян вернулся в Ереван, вдохновленный идеей непосредственного участия в деле возрождения Армении, горя желанием творить и работать. С 25-го августа он приступил к работе в Ереванском художественном училище в качестве преподавателя рисунка и композиции. В том же месяце он женился на подруге детства по Полигону, Араксии Унанян, впоследствии ставшей одним из ведущих специалистов республики по дошкольной педагогике.

В 1939 году он вступил в Союз художников Армении, членский билет №23. В том же году участвовал в выставке «Изобразительное искусство Армянской ССР», состоявшейся в дни декады армянской литературы и искусства в Москве (7 работ).

1940-1941 годы были отмечены новыми достижениями, участием в нескольких выставках: юбилейная выставка, посвященная 20-летию Советской власти в Армении, выставка графической секции, выставка передвижной мастерской, выставка этюда и др. Весной 1941 года в Доме художника Армении состоялся отчетный творческий вечер А. Аветисяна, Б. Колозяна и Е. Саваяна.

Однако недолго длилась эта мирная, творческая жизнь. Началась Великая Отечественная война, и с первых же дней войны и до октября 1945 года Аветисян служил в рядах Советской Армии. Был принят в ряды КПСС. В условиях фронтовой жизни продолжал заниматься творчеством. В 1943 году стал членом Союза художников СССР.

В 1945 году в Ереване был основан художественно-театральный институт, в котором со дня его основания и до конца своей жизни А. Аветисян преподавал рисунок. С 1968 года он преподавал также живопись в Ереванском государственном педагогическом институте им. Х. Абовяна. Благодаря исключительному таланту педагога, он взрастил и воспитал несколько поколений выдающихся армянских мастеров, среди них ставшие впоследствии действительными членами АХ СССР, народными и заслуженными художниками РФ и Армении Гукас Чубарян, Мкртич Седракян, Анатолий Папян, Ара Арутюнян, Оганес Шарамбеян, Закар Хачатрян, Ваграм Хачикян, Хачатур Искандарян, Вагинак Асланян, Рубен Адалян и многие другие.

А. Аветисян умер 27 ноября 1978 году. Похоронен на Спандарянском кладбище Еревана. Хачкар на могиле художника выполнен скульптором Нельсоном Ширваняном.

Творчество

За свою творческую жизнь, длившуюся почти полвека, художник создал сотни живописных и графических произведений. Искусство А. Аветисяна складывалось и развивалось в русле реалистической традиции. Все творчество художника — это история его жизни, ставшая отражением целой эпохи. Пережитое в детском возрасте душевное потрясение - безвозвратная утрата родины, семьи, детские и юношеские годы, проведенные в сиротских приютах, сохранившиеся на всю жизнь первые тягостные впечатления - нашли отражение во многих его работах («Сирота», 1927, «Из будней прошлого», 1960). В 1965г., к 50-ой годовщине геноцида армянского народа Аветисян создал монументальную композицию «Признательны». Среди его исторических и сюжетно-тематических работ особое место занимают «Освободители» (1956), «Заря» (1972), «Солдаты свободы» (1976), а также произведения посвященные ленинской теме: «В. И. Ленин и М. Горький на острове Капри» (1950), «Накануне» В. И. Ленин (1963), «С учителем» В. И. Ленин и А. Мясникян (1967), «Выступление Богдана Кнунянца на II съезде РСДРП в 1903 г. в Лондоне» (1969).

Созданные художником многочисленные портреты отличаются высокой степенью обобщения и глубиной постижения человеческой природы. Необычайно широк круг изображенных им лиц как в историческом, так и в социальном и даже возрастном плане. Здесь и деятели армянской культуры Месроп Маштоц (1962), Хачатур Абовян (1956), Раффи (1965), представители армянской советской интеллигенции В. Аджемян (1958), Л. Зорабян (1959), В. Папазян (1967), Х. Даштенц (1969) и др., собратья по искусству А. Коджоян, К. Мецатурян, Э. Исабекян, Р. Хачатрян и многие др., рабочие, труженики земли («Слесарь ленинаканского депо М. Гюльназарян» (1957),«Дядя Манук из села Веди» (1961), «Колхозница» (1960) и т.д., портреты детей («Ануш» 1964, «Ирочка Пахлавуни» 1964), родных и близких («Дарящая жизнь» 1938, «Портрет моей жены — Араксии» 1940, портреты дочерей Анаит (1957, 1958, 1960) и Арменуи (1957, 1958). Среди групповых портретов («Подруги» 1962, «Коммунистическая молодежная организация «Спартак»» 1971) особым настроением выделяется картина «Не вернулись» (1975), посвященная погибшим в Великой Отечественной войне друзьям-художникам. В автопортретах раскрывается творческая личность художника: мягкий и уступчивый в быту, он бескомпромиссно отстаивал свою ценностную ориентацию и убеждения в искусстве. Долгое время некоторые произведения Аветисяна находились под запретом, в их числе «Накануне», «Признательны», «Бабушка из Мусалера» (1955), «Слесарь ленинаканского депо Р. Акопян» (1957).

Огромно наследие А. Аветисяна и в области пейзажа. Эти произведения позволяют проследить его творческую эволюцию, раскрывая многообразие мыслей, переживаний и настроений художника. Здесь и горестные размышления о трагических событиях нашей истории («Затмись, луна» 1973, «Арич. Ночь» 1974, «Техер» 1975), и мучительная ностальгия («Родина художника — село Мандан Ванской губернии» 1973), обвинение и боль за губительное отношение к природе («Протест Севана» 1966), и овеянные мягким лиризмом пейзажи («Пасмурный день в селе Берд» 1968, «Дорога, ведущая к церкви Марине» 1972), а также полные гармонии, излучающие радость бытия произведения («Бжни» 1952, «Солнечный день. Село Цаккар» 1965, «Техер. Церковь Богородицы» 1974, «Варденис. Карчахпюр» 1977). В пейзажах художника, так же как и портретах, с особой силой проявился талант А. Аветисяна — живописца и графика.

Произведения Амаяка Аветисяна хранятся в Национальной галерее Армении и ее филиалах, в Музее литературы и искусства им. Е. Чаренца, в Музее изобразительного искусства Ванадзора и других государственных учреждениях Армении, а также в музеях Комсомольска-на-Амуре, Ульяновска, в Академии Сарьяна в Алеппо и в частных коллекциях как в Армении, так и за рубежом.

Выставки

В 1931 году впервые участвовал в республиканской выставке «Советская Армения за 11 лет». С 1939 года, за исключением военных лет, участвовал во всех республиканских, а также во многих всесоюзных выставках в Москве, Ленинграде. Работы художника экспонировались в Латвии, Эстонии, Молдавии, Грузии и др. В 1957 году издательство «Советский художник» выпустило в виде почтовой открытки картину «Освободители», экспонировавшейся в Москве в 1956 году, в дни декады армянского искусства и литературы. В 1974 году в Доме художника Армении состоялась юбилейная персональная выставка А. Аветисяна. Там же, в 1985 году состоялась посмертная выставка художника. На ней было представлено более 200 живописных и графических произведений. Выставка пользовалась большим успехом, была многолюдна до последнего часа и получила широкий резонанс в средствах массовой информации. Полный список выставок с участием А. Аветисяна (73 выставки), а также полная библиография находятся в рукописно-мемориальном отделе Национальной галереи Армении и в Национальном архиве Армении.

Награды и звания

  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)
  • Орден «Знак Почета» (1956)
  • Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1960)
  • Медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1965)
  • Звание доцента (1966)
  • Почетная грамота Министерства культуры Армянской ССР за долголетнюю безупречную работу в деле воспитания подрастающего поколения и в связи с 50-летием со дня основания Ленинаканской художественной школы имени С. Д. Меркурова (1971)
  • Почетная грамота за заслуги в деле подготовки кадров армянского театрального и изобразительного искусств и в связи с 25-летием Ереванского государственного художественно-театрального института (1971)
  • Почетная грамота Верховного Совета Армянской ССР за заслуги в деле развития советского изобразительного искусства и в связи с 60-летием (1972)
  • Звание профессора (1977)

Из высказываний Амаяка Аветисяна

«Учиться рисунку значит размышлять о жизни, познании действительности, о ее взаимосвязях и противоположностях, психологических состояниях, пластических проявлениях, о природе прекрасного».

«Из всех выразительных средств в искусстве рисунок является самым сложным. Это одна из самых острых и лаконичных форм выражения человеческих мыслей, чувств и эмоций. Художник должен уметь замечать прекрасное, а чтобы запечатлеть прекрасное, надо быть искренним и честным».

«Итог истинного искусства всегда нравственен».

Об Амаяке Аветисяне

Это художник большого творческого диапазона, он тонкий и богатый колорист, блестящий рисовальщик. Работы художника полны экспрессии, насыщены большим драматизмом и глубиной, все это достигается средствами искусства: цветом, линией, пятном. Амаяк Аветисян, в живописи и в графике, показал нам свою, не на кого не похожую Армению, выстраданную, суровую, прекрасную

— Владимир Айвазян

... в рядах нашей интеллигенции стало меньше еще одним настоящим армянином, человеком, в груди которого тлела скорбь, не только личная, а наша общая

— Рубен Зарян