Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезная информация

















Яндекс.Метрика





Тополя (серия картин)

«Тополя» — серия картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, созданная в 1891—1892 годах. Серия состоит из 24 картин; все они описаны в каталоге-резоне творчества Моне, составленном Даниэлем Вильденштейном и опубликованном в 1996 году (номера W 1291 — W 1313). Хронологически «Тополя» следуют сразу за серией Моне «Стога» (W 1266 — W 1290) и непосредственно предшествуют «Руанским соборам» (начало серии с номера W 1314).

История создания серии

Впервые к мотиву ряда тополей на берегу реки Моне обратился ещё в 1887 году — по мнению Л. Вентури тогда им было написано несколько картин на этот сюжет, в частности отмеченных в каталоге-резоне, составленном Даниэлем Вильденштейном, под номерами W1127, W1155 и W1156 и другими. Но серию в полном смысле слова Моне осуществляет в 1891—1892 году.

Весной 1891 года Моне закончил свою серию «Стога» и у него сформировался замысел новой серии. Вдоль берега реки Эпт рос длинный ряд тополей отделяющих основное русло реки от затапливаемого при паводке болота Лимез: «Деревья, растущие вдоль Эпта, образовывали здесь зигзагообразную колоннаду из стройных стволов <…> он пытался поймать ритм, заключённый в извилистой аллее». Историк импрессионизма Джон Ревалд отмечает: после «Стогов» стало ясно, что творчество Моне двинулось в новом направлении. Если ранее Моне считал, что для передачи различных световых эффектов ему было достаточно всего двух холстов — одного для солнечного освещения, другого для пасмурной погоды, то работая над «Стогами» он окончательно выяснил что этого совершенно явно недостаточно. Нюансы световых эффектов оказались настолько изменчивы, что для их фиксации Моне пришёл к необходимости создания серий картин. Вентури пишет, что начиная c 1890 года Моне более систематически, чем раньше, занимается изучением эффектов света в зависимости от времени суток и года, атмосферных условий и т. д. Не выезжая из Живерни он создаёт такие серии как «Стога», «Тополя», «Кувшинки»…

Несмотря на то, что избранное Моне место для работы на пленэре находилось не далее чем в 2 км от его дома, по суше дойти туда по заболоченной местности было затруднительно и художник добирался до места своих работ на лодке. Ряд готовых картин демонстрируют вид с воды.

18 июня 1891 года выяснилось что муниципальным советом Живерни было принято решение о вырубке «части тополей и деревьев в коммунальной собственности в Ле-Каруж и болотистой местности на берегу реки Эпт». Деревья были выставлены на аукцион, Моне обратился к мэру Живерни с просьбой об отсрочке вырубки на берегу Эпт (тополиная роща в Ле-Каруж находилась сильно в стороне и не интересовала Моне), но ему было отказано. Тогда Моне пришел к соглашению с лесопромышленником, которой подрядился на рубку деревьев: он пообещал сделать доплату, а подрядчик задержал начало работ, чтобы художник закончил писать деревья. Вильденштейн сообщает, что поскольку Моне к началу 1890-х годов зарабатывал весьма неплохие деньги (в пересчёте по курсу на начало 1990-х годов его доход составлял более миллиона франков в год) сумма доплаты составила не самую существенную сумму для бюджета художника.

После натюрных этюдов Моне дорабатывал картины с своей мастерской в Живерни. 19 октября 1891 года Моне писал сыну Поля Дюран-Рюэля: «После Вашего последнего визита у меня были сплошные разочарования и неудачи с бедными моими деревьями, которыми я очень недоволен».

В конце 1891 года он ненадолго съездил в Лондон. По возвращении он получил письмо от от своего арт-дилера Поля Дюран-Рюэля с Рождественскими поздравлениями, Дюран-Рюэль в этом письме также интересовался когда он сможет получить обещанные ему «Тополя». Кроме того, в начале января 1892 года Морис Жуйан купил несколько картин из серии для галереи Буссо и Валадона и организовал выставку этой «интересной серии этюдов» в небольших комнатах галереи на бульваре Монмартр. Эта выставка прошла практически незамеченной широкой публикой.

Художник считал что основная часть картин серии требовала доработки и удерживал их в своей мастерской в Живерни. Открытие большой выставки в галерее Дюран-Рюэля, где был запланирован показ публике основной серии, было назначено на конец февраля.

Сам Моне в начале февраля 1892 года уехал в Руан в гости к своему брату Леону и до открытия выставки решил в этом городе немного поработать. Внимание Моне привлёк Руанский собор. Оскар Рейтерсверд писал: «Моне заинтересовался тем, как свет отражался на причудливой лепке фасада <…> Он был восхищён. Ему казалось, что он смотрит в огромный калейдоскоп, где узор сменяет узор, следуя в непрерывной последовательности и с неиссякаемым разнообразием».

21 февраля 1892 года Моне писал Дюран-Рюэлю: «Я готов устроить небольшую выставку „Тополей“». Вскоре Моне вернулся из Руана в Париж и сам руководил развеской своих картин. В понедельник 29 февраля состоялось открытие выставки. Было показано пятнадцать работ серии; в каталоге-резоне они обозначены под номерами W1291 (5 или 15), W1292 или W1298 (12?) , W1294 (3), W1296 (1), W1297 (13), W1299 (5 или 15), W1300 (8?), W1302 (6?), W1303 (14), W1304 (9), W1305 (11), W1307 (4 или 7), W1308 (4 или 7), W1309 (10) и W 1312 (2). В скобках указан номер по выставочному каталогу. Поскольку не все картины можно твёрдо идентифицировать, то возле номеров некоторых из них поставлен знак вопроса. О. Рейтерсверд указывает что было выставлено шестнадцать холстов.

По свидетельству Л. Вентури выставка прошла с успехом, но другие авторы отмечают крайне низкий интерес к выставке у публики. Рейтерсверд эмоционально пишет: «Старый брюзгливый Дега, бросив беглый взгляд на „Тополя“, проворчал: „Мне лучше уйти, здесь очень сквозит“», но Дега всегда скептически относился к пленэрной живописи. Октав Мирбо же, напротив, увидел в «Тополях» «художественное обновление живописи» Моне.

10 марта выставка закрылась, Моне отсутствовал на заключительном вечере, но наверняка видел критическую статью о выставке Жоржа Леконта в «Art et Critique», которая была частично перепечатана в «Le Journal des Artistes». В Нью-Йорке, согласно отчету верного сторонника Моне Теодора Робинсона, интерес к его творчеству со стороны «людей со вкусом» возрастал.

Сравнивая «Тополя» с предыдущей серией «Стога», Рейтерсверд отмечает новизну в чувстве движения, уловленном художником в ритмически повторяющихся вертикалях стволов тополей. При этом он ставит в упрёк Моне отсутствие глубины пространства, чрезмерную декоративность пейзажа и даже некоторую примитивность/простоту избранных углов ракурса: «Отсутствие у художника интереса к вещественному позволило ему не задумываться над глубинным пространством, что, быть может, звучит парадоксально. Но третье измерение не являлось проблемой его живописи: он занимался перспективой, принципиально не желая ни оставлять, ни подчеркивать её воздействие».

Черновые рисунки и наброски

В собрании музея Мармоттан-Моне хранятся записные книжки художника, в которых имеется несколько набросков-рисунков «Тополей». После смерти Клода Моне они вместе со всем остальным имуществом были унаследованы сыном художника Мишелем Моне. В 1966 году после гибели Мишеля Моне в автокатастрофе, все произведения его отца, согласно завещанию, поступили в дар государству и были переданы в собрание музея Мармоттан, который впоследствии получил имя Моне. Среди прочих работ Клода Моне в музее оказались и его записные книжки и черновики. Наброски для «Тополей» описаны в каталоге-резоне, составленном Д. Вильденштейном, под номерами D355, D356, D359, D360 и D370.

  • D355. Набросок для картин W1302 — W1308

  • D356. Набросок для картин W1291 — W1301

  • D359. Незадействованный набросок для картины

  • D360. Незадействованный набросок для картины

  • D370. Набросок для картин W1310 — W1311

Список картин серии

Все картины написаны масляными красками на холсте и большинство из них имеют размер, близкий к 100 × 65 см и 92 × 73 см.