Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021





Яндекс.Метрика





АО-10 (авиационная бомба)

07.09.2021

АО-10 — советская 10-кг (фактически — 6,22-9,66 кг (без взрывателя) у разных модификаций) осколочная авиационная бомба.

История создания и дальнейшего развития

Разработана в 1933 году в «Спецтехбюро» как ОАБ-8 (индекс Артиллерийского Управления РККА — 55-О-182; в конце 1940 года переименована в АО-10). Бомба изготовлялась из стальных корпусов осколочно-фугасных «дальнобойных» 76,2-мм артиллерийских снарядов. Принята на вооружение и запущена в серийное производство в том же году. В результатье испытаний (итоги которых были оценены как «положительные») на вооружение были приняты авиабомбы АО-8м4 первого варианта (с перьевыми стабилизаторами) и второго варианта (с коробчатыми стабилизаторами). В конце 1939 года на вооружение поступили авиабомбы АО-8м5 — те же АО-8м4, но модернизированные под использование штатных авиационных бомбовых взрывателей для малокалиберных авиабомб АГМ-1, вместо прежде используемых специально разработанных для АО-8 взрывателей АГМ-3.

В 1940 году Государственным Союзным Конструкторским Бюро № 47 (ГСКБ-47 — ныне Акционерное общество "Научно-производственное объединение «Базальт» (АО "НПО «Базальт») Государственной Корпорации «Ростех») была создана 8-кг осколочная авиабомба, выделываемая из 76,2-мм осколочно-фугасных снарядов «недальнобойной» (для полковых и горных пушек) аэродинамической формы. Эти авиабомбы были приняты на вооружение в начале 1940 года под маркой АО-8м6-бис (индекс ГАУ Народного комиссариата обороны Союза ССР — 7-О-182Б). В конце того же года бомбу переименовали в АО-10-6,5-бис в связи с принятием новых стандартов обозначения боеприпасов.

В начале 1941 года было решено переделывать в осколочные авиабомбы 76,2-мм артиллерийские снаряды не только со стальными корпусами, но и с корпусами из сталистого чугуна. Бомбы, переделанные из таких снарядов, пошли в серию как АО-8м6сч. Однако осколочное действие АО-8м6сч существенно уменьшилось по сравнению со стальными авиабомбами того же калибра. В 1941 году авиабомбы АО-8м6сч были переименованы (по указанным выше причинам) в АО-10-6,5сч. С конца года они выпускались с новым перьевым стабилизатором, оснащённым тормозным диском на конце (что позволило несколько уменьшить — c 591—604 мм до 465,6 — 478 мм — общую длину авиабомбы, предназначенной в основном для снаряжения ротативно-рассеивающих авиационных бомб — РРАБ; по современной классификации авиационных бомб — это противопехотная кассетная авиабомба).

В качестве курьёза можно отметить, что в марте 1940 года на заводе № 12 имени Серго Орджоникидзе Народного комиссариата боеприпасов Союза ССР 12 тысяч корпусов авиабомб АО-8 из сталистого чугуна по ошибке снарядили так называемой «французской смесью». Испытания бомб из этой партии в НИИ-6 Наркомата боеприпасов показали полное отсутствие осколочного поля при их взрыве: сталистый чугун просто крошился в пыль, а единственным «осколком» был стальной стабилизатор авиабомбы. Тем не менее, Главное Управление ВВС РККА приняло эту партию авиабомб на вооружение (они, таким образом, стали самыми маленькими фугасными авиабомбами в истории).

Тактико-технические характеристики 8 (10)-кг советских осколочных авиационных бомб