Австрийская литература (нем. Österreichische Literatur) — составная часть культуры Австрии. Литература Австрии включает в себя художественные произведения, созданные преимущественно на немецком языке австрийскими писателями. Национальные особенности австрийской литературы обусловлены процессом исторического и культурного развития Австрии. На протяжении длительного времени, в процессе взаимодействия с культурами окружающих славянских, романских и венгерского народов, происходило выделение собственно австрийской литературы из литературы на немецком языке в целом.
Средневековая литература
«Краткая литературная энциклопедия» относит время возникновения австрийской литературы к XI—XII веку, когда литературные произведения на латыни создавались в монастырях. Так, в 1070 году библейская история сотворения мира была литературно обработана каноником одного из австрийских монастырей. Духовные стихи «Жизнь Христа», «Антихрист», «Страшный суд» на рубеже веков создавала госпожа монахиня фрау Ава. Примерно к 1160 году относятся сатирические стихи «О жизни духовенства» и «Напоминание о смерти», созданные монахом Генрихом Мелькским.
В XII—XIII веках на территории Австрии возникают памятники немецкого эпоса — «Песнь о Нибелунгах», «Кудрун», «Дитрих Бернский», а в XII—XIII веках происходит превращение Вены в центр рыцарской придворной поэзии и миннезанга, эпоха которых там была дольше, чем в других регионах. В эти годы в Австрии пишут свои произведения такие авторы как фон Кюренберг, Дитмар фон Айст (середина XII века), Рейнмар фон Хагенау (конец XII — начало XIII в.), в чьих работах рыцарский культ Прекрасной дамы облачён в народные песенные формы; напротив, творчество Нейдхарта фон Ройенталя посвящено описанию жизни крестьян, но при этом имеет форму придворной поэзии. Девушка из народа воспевается также в произведениях Вальтера фон дер Фогельвейде. Более изысканно-придворным было творчество Ульриха фон Лихтенштейна — автора романа рыцарского романа «Служение даме» (1255) и сборника песен «Книга дамы» (1257). Жанр рыцарского романа в целом получил меньшее распространение в Австрии, но там были созданы романы Генриха фон дем Тюрлина «Плащ» и «Корона», использующие мотивы Артурианы, и роман Генриха фон Фрейберга, представлявший собой продолжение неоконченного романа «Тристан» Готфрида Страсбургского. «Вильгельм из Австрии» Иоганна фон Вюрцбурга (1314) по жанру представляет собой любовно-авантюрный роман. В рамках борьбы за австрийский престол делает первые шаги австрийская историография: ранние исторические хроники датируются уже серединой XIII («Княжеская книга Австрии») и XIV веком («Австрийская хроника» в стихах, «Хроника 95 господ»).
Вальтер фон дер Фогельвейде работал также в жанре политической сатиры — его шпрухи обличали папство. Однако большее распространение получила бюргерская сатирическая литература, одними из первых произведений которой стали в XIII веке шванки Штрикера «Поп Амис», главный герой которых — плут и пройдоха, несмотря на духовное звание. Продолжением этой традиции стали в начале следующего века шванки о попе Каленберге (собраны венским бюрером Филиппом Франкфуртером). На территории Австрии в XIII веке создавались басни, сатирические и бытописательские стихи Вернера Садовника. В XIV веке в баснях и шпрухах Генриха Тейхнера высмеиваются аристократия и рыцарство, в то время как жизнь простонародья показана с симпатией и сочувствием.
В конце XIII века в Австрии происходит разделение светского и духовного театра, когда в городах начинается независимая от богослужения постановка сцен вначале библейского, а затем и бытового содержания. В следующем веке популярной становится стихотворная комедия, героем которой выступает поэт Нейдхарт, а в XV веке — анонимные комедии «О злых женах» и «Аристотель». Из авторских произведений этого периода «Краткая литературная энциклопедия» выделяет драматический диалог Иоганна из Жатца «Пахарь и смерть».