Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Анатолий Васильевич Фиолетов

Анатолий Васильевич Фиолетов (настоящее имя Натан Беньяминович Шор; 1897, Одесса — 27 ноября 1918, Одесса) — поэт одесского круга, участник объединений «Коллектив поэтов», «Зелёная лампа» и др. При жизни был издан единственный сборник стихов (1914), но его роль в литературной жизни 1910-х годов и его влияние на творчество современников достаточно значительны, несмотря на раннюю гибель автора.

Биография

Родился в семье Беньямина Хаимовича Шора и Екатерины (Куни) Герцевны Бергер. После смерти отца, мать вторично вышла замуж за купца Давида Рапопорта и переехала в Санкт-Петербург, а оба сына остались жить с дедом — Герцом-Мойшей Иосифовичем Бергером.

После окончания гимназии поступил на юридический факультет Новороссийского университета; в 1917 году, студентом был мобилизован для работы в Одесском уголовном розыске по распоряжению Временного правительства. После отмены распоряжения вновь вернулся на работу в уголовный розыск державной варты — как считал Бунин, по идейным соображениям, но другие мемуаристы обычно в качестве причины называли просто любовь молодого поэта к острым ощущениям. В уголовном розыске он работал вместе с младшим братом Осипом, по прозвищу «Остап». Был убит в ноябре 1918 года в результате столкновения с бандитами (по одной из версий, которую, в частности, отстаивал его друг В. Катаев, его по ошибке приняли за брата, но особых оснований предпочесть именно эту версию нет).

Семья

  • Сестра (по матери) — художник-постановщик (по костюмам) Эльза Давыдовна Рапопорт (1913—1998), заслуженный художник РСФСР.
  • Жена — Зинаида Константиновна Шишова (Брухнова, 1898—1977), автор стихотворного сборника «Пенаты» (Одесса, 1918), популярных в СССР исторических повестей и литературных мемуаров, написанных в поздние годы.
  • Племянник (сын двоюродной сестры) — поэт и литературовед Леонид Натанович Чертков.

Творчество

В первых опубликованных стихах, по-юношески эпатажных, Фиолетов примыкал к эгофутуристам (сборник «Зелёные Агаты: Поэзы». Одесса: Изд-во С. Силвера, 1914. — 32 с.), позднее начал вырабатывать собственную манеру, снискавшую ему репутацию одного из самых талантливых молодых поэтов того круга, в который в конце 1910-х гг. входили Багрицкий, Инбер, Ставров и др.

Стихи Фиолетова ценил Бунин, процитировавший одно его четверостишие в «Окаянных днях»; воспоминания о Фиолетове есть и в поздней автобиографической прозе В. Катаева. Характерно следующее высказывание мемуариста: «Я не раз слышал <…> признания от старших товарищей Багрицкого или Катаева, — что они многим обязаны Анатолию Фиолетову-Шору, его таланту, смелому вкусу». Последние стихи Фиолетова отличаются тонкостью, особым сочетанием иронии и хрупкости, трогательным отношением к животным. Мемуаристы в один голос называют их «прелестными». Его четверостишие

Как много самообладания У лошадей простого звания, Не обращающих внимания На трудности существования

цитирует Бунин; в то же время, по-видимому, именно эти строки повлияли на известное стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (1918).

Издания

  • Анатолий Фиолетов. «О лошадях простого звания», Одесса, 2000. — 94 с.