Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Дорога Победы

«Дорога Победы» — временная советская железнодорожная линия Поляны—Шлиссельбург, действовавшая с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 года и служившая как более эффективная замена «Дороги жизни» для доставки грузов в блокадный Ленинград.

В отличие от «Дороги жизни», проходившей по Ладожскому озеру, Дорога Победы пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках в 3—4 километрах от немецких артиллерийских позиций, за что получила прозвище «коридор смерти». Сыграла важную стратегическую роль в обороне Ленинграда, в том числе, и в полном снятии блокады.

Строительство дороги

12 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов в ходе операции «Искра» перешли в наступление и 18 января объединились на левом берегу Невы, тем самым прорвав блокаду Ленинграда. Появилась возможность связать Ленинград с остальной страной дорогой по суше, заменив ледово-паромную переправу — «Дорогу жизни». В результате в тот же день Государственный комитет обороны Союза ССР принимает решение: построить в образовавшемся узком участке суши железную дорогу.

Строительство было поручено УВВР-2, которым руководил начальник Ленметростроя И. Г. Зубков, на выполнение задания было отведено всего 20 суток. Будущая трасса должна была проходить через болота и лесные массивы, а наиболее сложной задачей стало сооружение низководного моста длиной 1300 метров через Неву. Для выбора места строительства моста были специально «подняты» городские архивы по реке, а также документы Балтийского пароходства. В результате удалось выбрать место, где максимальная глубина реки достигает 6 метров, хотя скорость течения составляла 2 м/с. Отсюда и дугообразная в плане форма моста, так как это повышало его устойчивость к быстрому течению. Отдельной проблемой стали неразорвавшиеся снаряды и мины. Только на пути трассы было обнаружено 1730 мин, 7 неразорвавшихся бомб и 52 артиллерийских снаряда. Помимо этого, строительство велось в сильный мороз в условиях бездорожья и под непрерывным вражеским артиллерийским обстрелом (немецкие позиции находились всего в нескольких километрах). Для ускорения производства, дорогу строили по облегчённым условиям с кривыми малого радиуса и крутыми подъёмами, а вместо шпал порой использовали обычные брёвна.

5 февраля 1943 года железнодорожная линия Шлиссельбург — Поляны, построенная раньше намеченного срока — всего за 17 суток, была сдана в строй благодаря усилиям главного инженера Путьрема № 3 Черняка Бориса Соломоновича. Её длина составляла 33 километра, на ней находилось 3 моста (через Неву, Назию и Чёрную) и 3 разъезда, а также устройства для электро- и водоснабжения.

Эксплуатация

Вначале направление поездов на трассе чередовалось, и удавалось пропускать лишь две — три пары поездов в сутки. Для увеличения количества поездов был применён караванный способ: в одну ночь все поезда шли в Ленинград, в следующую — в обратную сторону. Интервал между поездами был сокращён; за ночь в одну сторону удавалось пропускать 16—25 составов. По данным Музея обороны Ленинграда, летом-осенью 1943 года удалось наладить и пассажирские железнодорожные перевозки: сначала 2 пассажирских вагона в составе грузовых поездов, а затем и пассажирский поезд № 21/22 Ленинград — Москва.

Рейсы по этой трассе в условиях постоянных обстрелов были очень опасными; путь называли «коридором смерти». «Дорога Победы» завершила работу 10 марта 1944 года.

Железнодорожники внесли существенный вклад в эвакуацию населения Ленинграда, снабжение войск вооружением и продовольствием, поддержку жизни города. Среди награждённых медалью «За оборону Ленинграда» — 15 тысяч железнодорожников.

Были среди железнодорожников и люди, отмеченные высшими государственными наградами. Так указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (№ 66) было присвоено Василию Михайловичу Елисееву. Его бригада водила поезда на участке Ладожское Озеро — Ленинград, обеспечивая торфом единственную действовавшую в блокадном городе ТЭЦ № 5, а после прорыва блокады — в колонне паровозов особого резерва, водившего составы по Дороге Победы. В 1974 году на станции Ладожское Озеро был установлен паровоз Эш-4375 «Комсомолец» с памятной надписью: «На этом паровозе в период 1941—1942 гг. комсомольско-молодежная бригада локомотивного депо ТЧ-12 в составе старшего машиниста Василия Елисеева (впоследствии ставшим Героем Социалистического труда), помощника машиниста Ивана Беляева, кочегара Бориса Александрова в составе паровозной колонны доставила 2312 тяжеловозных состава с 2 млн тонн боеприпасов, топлива и продовольствия в осажденный Ленинград и для фронта. Честь и слава героям-железнодорожникам за мужественный труд на Дороге жизни».

Дорога Победы в искусстве

В 2016 году начались съёмки художественного фильма «Коридор бессмертия», посвящённого железнодорожникам-защитникам блокадного Ленинграда.

Фильм был представлен на предпремьерном показе на киностудии «Лендок» 15 декабря 2018 года. Ленту о малоизвестных эпизодах блокады первыми увидели ветераны Великой Отечественной войны. Кроме ветеранов войны исторический фильм посмотрели и немногие оставшиеся в живых участники событий, которые лично прошли «коридором смерти», когда служили в паровозных колоннах особого резерва Народного комиссариата путей сообщения.

27 января 2019 года, в День воинской славы России — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады организован показ при поддержке Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации и участии Департамента культуры Министерства обороны Российской Федерации в зале киноконцерна «Мосфильм».