Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021





Яндекс.Метрика





Михайловский замок

22.07.2021

Михайловский, или Инженерный замок — бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга по адресу Садовая ул., № 2, на рубеже XVIII—XIX веков построенный как замок на воде по заказу императора Павла I и ставший местом его смерти. Это здание — крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII века.

Название

Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена, называть все свои дворцы «замками»; второе имя — «Инженерный» произошло от находившегося там с 1819 года Главного инженерного училища.

Ряд мемуаристов утверждает, что название связано с явлением Архангела Михаила или его посланника караульному солдату на месте, где впоследствии был возведён замок. По крайней мере, именно так современники интерпретировали настоятельные требования государя называть замок «Михайловским» сразу после закладки. Не исключено, что легенда о видении распространялась императором сознательно для того, чтобы обосновать весьма сомнительную необходимость срочного возведения новой резиденции указанием святого.

Единственный известный случай в истории русского зодчества, когда светское архитектурное сооружение было названо не в честь владельца, по названию территории или предназначения, а в честь святого.

Строительство

Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу. Работа над проектом будущей резиденции началась ещё в 1784 году, в бытность его великим князем. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, он обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781—1782 годов. Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась Гатчина. К моменту начала строительства папка проектов императора насчитывала 13 различных вариантов будущего дворца.

Указ о строительстве замка — многолетней мечты, был издан в первый же месяц царствования Павла I, 28 ноября (9 декабря) 1796 года: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома».

Дворец этот занимает место, на котором прежде стоял Летний дворец, построенный Петром Великим в 1711 году, при слиянии Мойки с Фонтанкой.

— Коцебу А. Ф. Ф. фон. Краткое описание императорского Михайловского дворца 1801 года.

Здание возведено на месте деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны, созданного архитектором Растрелли, где 20 сентября (1 октября) 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила великого князя Павла Петровича и где во время переворота 1762 года была провозглашена императрицей его мать.

Замок был построен в 1797—1801 годы, его первый камень заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года. Первый проект дворца на основе рисунков императора, разработанных А. Ф. Г. Виолье был выполнен архитектором В. И. Баженовым. Но уже через две недели после закладки здания, Баженов из-за неосторожно высказанных критических замечаний о проекте Павла, был отстранён от всех работ. Дальнейшей разработкой проекта и строительством руководил архитектор В. Бренна.

Помимо Баженова и Бренны в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него. В помощниках у Бренны также числились Фёдор Свиньин и Карл Росси. Павел I ускорял строительство, Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. Кроме того, вместе с Бренной работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников, а ещё на стадии создания проекта Павел привлекал А. Ф. Г. Виолье. Для ускорения работ были переброшены строительные материалы с других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села и Академии художеств (были разобраны несколько павильонов в Царском Селе и дворец в Пелле); со стройки Исаакиевского собора по проекту Ринальди — мрамор, в том числе фриз с надписью, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца — наборный паркет.

Для росписи потолков в парадных помещениях замка были привлечены известные художники того времени: итальянцы Карл Скотти и Антонио Виги, поляк Франциск Смуглевич, немец Иоганн Меттенлейтер. Интерьеры замка были украшены картинами крупнейших русских художников эпохи: И. А. Акимова, А. Е. Мартынова, Г. И. Угрюмова, В. К. Шебуева, а также проживавшего в России англичанина Д. Аткинсона. В художественную коллекцию Павла I, частично размещённую в замке, входили работы выдающихся художников: Рубенса, Грёза, Тьеполо и Маргариты Жерар. Кроме того, оригинальные интерьеры замка были щедро украшены мрамором и другим поделочным камнем, античными статуями (как оригиналами, так и копиями), скульптурами, созданными современниками императора Павла (в том числе, Гудоном), огромными вазами из поделочных камней, бронзовыми часами, зеркалами, расшитыми золотом бархатными портьерами. По словам современника, драматурга Августа Коцебу, интерьеры дворца производили на посетителя несколько нескладное, но весьма торжественное впечатление.

По распоряжению императора строительство велось днем и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год. Число рабочих, трудившихся на стройке, доходило до 6 тыс. человек одновременно

8 (20) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года.

После убийства императора, через 40 дней после новоселья, Михайловский замок был покинут Романовыми и на два десятилетия пришёл в запустение. Когда Александру I понадобилось серебро для роскошного сервиза — свадебного подарка сестре Анне Павловне, королеве Нидерландов, на переплавку пошли серебряные врата из дворцовой церкви. Николай I приказал архитекторам «добывать» во дворце мрамор для постройки Нового Эрмитажа.

В 1819 году замок заняло Главное инженерное училище, от которого пошло его второе название — «Инженерный». В помещении императорской спальни, где был убит Павел I, в 1858 году по указанию императора Александра II была освящена церковь св. первоверховных апостолов Петра и Павла.

В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка. Подъемные мосты были убраны, а каналы засыпаны. В последующие годы замок постепенно терял первозданный облик. Руководил строительством тогда Томмазо (Фома Леонтьевич) Адамини. В 1829—1835 годы была произведена перестройка и перепланировка интерьеров для нужд инженерного училища (архитектор А. Я. Андреев). В 1893—1894 годах замок перестраивался архитектором Н. Л. Шевяковым.

С 1918 по 1941 и с 1945 года в замке размещается военно-инженерная школа (Ленинградское военно-инженерное училище). Во время Великой Отечественной войны в Михайловском замке располагался госпиталь. В 1951 году в замок на время проведения ремонта и реставрации в Главном адмиралтействе переведены кораблестроительный и особый факультеты Военно-морского инженерного училища имени Дзержинского. С 1957 года по 2018 год в замке располагалась Центральная военно-морская библиотека. В 1960 году военное ведомство освободило (за исключением ЦВМБ) замок, который был передан Ленинградскому Совету народного хозяйства для размещения технологических институтов. Основным арендатором стало Центральное бюро технической информации г. Ленинграда (ЦБТИ). В 1980-х в замке располагались Ленинградский Центр научно-технической информации (ЛенЦНТИ), Ленинградский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), Всесоюзный проектный институт «ГипроНИИнеметаллоруд», Ленинградский государственный институт по проектированию заводов энергетического машиностроения «Ленгипроэнергомаш», ЛПО вычислительной техники и информатики, СКБ «Индикатор».

В 1988 году арендаторы начали постепенно освобождать помещения замка. Из-за использования разными учреждениями различных ведомств на протяжении долгого времени состояние замка оставляло желать лучшего: дворцовые залы были перегорожены вдоль и поперек, плафоны и росписи на стенах — грубо закрашены.

В 1991 году треть помещений замка была передана Государственному Русскому музею, а всё здание (за исключением помещений библиотеки ВМФ) передано в распоряжение музея в 1994 году. К 300-летнему юбилею города замок был отреставрирован, восстановлены многие интерьеры в том виде, в каком были при Павле, а также надпись на фасаде (ранее закрытая листовым железом) и статуи со стороны Летнего сада. Были реконструированы и открыты сохранившиеся под землей фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста — часть инженерно-фортификационных сооружений, окружавших замок. Торжественное открытие Михайловского замка состоялось 27 мая 2003 года.

В залах замка открыты постоянные экспозиции — «Античные сюжеты в русском искусстве», «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей» и «Открытый фонд скульптуры».

Домовый храм Михайловского замка был освящён 21 ноября 1800 года в честь Архистратига Божия Михаила. В 1918 году храм был закрыт, ценные художественные предметы передали в музейный фонд. Помещение использовали под склад, позднее в нем располагались проектные организации. Вместе с тем храм был взят под охрану государства. Михайловский храм был первым помещением Инженерного замка, переданным Русскому музею для размещения экспозиций. Он открылся после реставрации, проведённой в 1991 году. С 1993 года в церкви время от времени проходили богослужения для сотрудников музея. Храм считается приписным к храму святых Симеона и Анны на Моховой улице. 24 ноября 2019 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил домовый храм Архистратига Михаила и возглавил Божественную литургию в новоосвящённом храме.

Архитектура Михайловского замка и её источники

Генеральный план Михайловского замка. Рисунок В. Бренны

В плане Михайловский замок представляет собой ориентированный по странам света квадрат со скруглёнными углами, внутри которого находится октогональный (восьмиугольный) парадный внутренний двор. Главный въезд в замок находится с юга. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью Коннетабля по образцу одноимённой площади в Шантийи, владении принцев Конде, которую будущий император Павел Петрович осматривал во время своего заграничного путешествия в июне 1782 года. В центре площади в Шантийи установлена конная статуя коннетабля Анри II Монморанси, а между павильонами — подъёмный мост. Эти особенности просматриваются в планировке усадьбы Павла в Гатчине и Михайловского замка в Санкт-Петербурге. Первый план петербургского замка, нарисованный рукой самого императора, а затем разработанный А. Ф. Г. Виолье, представляет собой как бы удвоенный треугольник плана дворца в Шантийи из альбома с видами Шантийи, подаренного Павлу принцем Конде в том же году.

Через ров с водой, окружавший площадь Коннетабля с установленным распоряжением Павла I в 1800 году памятником Петру I, также был переброшен деревянный подъёмный мост, по обеим сторонам которого стояли пушки. По кругу также находились бастионы с орудиями. За памятником, как в Шантийи, — ров и три моста, причём средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов и вёл к главному входу.

Здание расположено у истока реки Мойки из Фонтанки. Изначально оно было со всех сторон окружено водой: с севера и востока реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналы Церковный и Вознесенский (ныне засыпанные) отделяли замок от остального города, превращая территорию в искусственный остров. Попасть в него можно было только через мосты, охранявшиеся часовыми. Канал с южной стороны (воссоздан в 2003 году) подходит вплотную к цоколю, и возникает впечатление, что замок вырастает прямо из воды. Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался лишь для членов императорской семьи. За ними находилась широкая прямая аллея, по которой были построены здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Она заканчивалась у трёхэтажных павильонов кордегардий, за которыми начинались предзамковые укрепления.

В конце 1798 года император Павел назначил себя гроссмейстером Мальтийского ордена. В облике Михайловского замка соединились романтические настроения и мальтийская символика. Замкнутый объем здания, скруглённые углы, ассоциирующиеся с круглыми угловыми башнями, создают суровый образ неприступной цитадели мальтийских рыцарей. Разработка композиции новой императорской резиденции через ряд вариантов привела к квадратному корпусу с восьмиугольным двором, который напоминает и круглый двор дворца Фарнезе в Капрароле, и его пятигранный внешний силуэт (Джакомо да Виньола, 1559). Всего существовало 12 либо 13 проектов по 8 листов каждый. Бренна, вероятно, соединял разные варианты, условно называемые «западноевропейскими» и «баженовскими». Ассоциацию с рыцарским замком усиливает золочёный шпиль церкви Св. Михаила, увенчанный мальтийским крестом. На флагштоке с противоположной стороны поднимали императорский штандарт. Полуротонда церкви, которая в замке Шантийи располагалась посередине фасада, отмечена полукруглым выступом апсиды в западной части здания и симметрично повторена на противоположной стороне петербургской постройки: тем самым зданию, не имевшему угловых башен, придано ещё большее сходство со средневековой крепостью.

Вероятны также влияния французской школы мегаломанов во главе с К.-Н. Леду через посредство В. И. Баженова, учившегося в Париже, а затем отстраненного Екатериной II от работ в Царицыне. Именно Баженову император Павел вначале поручил возглавить строительство, но уже через две недели после закладки здания, 4 марта 1797 года, отстранённого от всех работ.

В композиции главного, южного фасада Михайловского замка угадываются очертания триумфальной арки Сен-Дени в Париже, возведённой в 1672 году по проекту Франсуа Блонделя Старшего, основоположника французского академического классицизма. Колоннада большого ордера боковых частей южного фасада напоминает «Колоннаду Лувра» — работу К. Перро в Париже. По сторонам портала, как и в арке Сен-Дени, к фасаду как бы прислонены два обелиска с римскими воинскими арматурами и вензелями Павла I. Такие же арматуры украшают внутренний октогональный двор — блестящую работу Винченцо Бренны.

Известно также, что в 1782 году, во время путешествия по странам Западной Европы, наследник Павел Петрович был в Парме (Эмилия-Романья, Северная Италия) и встречался там с французским архитектором Э.-А. Петито. Проект главного фасада дворца герцога Фердинанда I Бурбона (Palazzo Ducale) в Парме, созданный Петито, представляет собой оригинальное совмещение композиции арки Сен-Дени, с двумя обелисками и с арматурами по сторонам, и традиционного фасада городского палаццо с треугольным фронтоном. Фасады дворца в Парме и замка в Петербурге почти полностью совпадают.

Эффектный октогональный двор Михайловского замка в Петербурге имеет прототипы не только в классической архитектуре Италии (дворец в Капрароле), он восходит к октогональным раннехристианским баптистериям. Здесь, несмотря на кажущееся новаторство, прослеживаются глубокие христианские традиции петербургской постройки.

Восемь статуй, находящиеся в нишах южного фасада Михайловского замка: Сила, Изобилие, Победа, Слава и другие, вероятно, связанные с мальтийской символикой, олицетворяют добродетели идеального монарха. Архитектура колоннады парадного проезда через южные ворота и парадной лестницы Михайловского замка (В. Бренна) соотносится с аналогичными композициями западноевропейского барокко, например Королевского дворца в Казерте близ Неаполя (Л. Ванвителли, 1752—1774).

Западный (церковный) фасад замка выглядел наиболее нарядно. Он был украшен лепным карнизом и аллегорическими скульптурами Веры и Надежды. На месте окон третьего этажа, которых при Павле не было, располагались выполненные из белого каррарского мрамора медальоны с изображениями четырёх евангелистов (Иоанна, Луки, Матфея и Марка). Сейчас эти изображения находятся на внутренних стенах храма. Аттик завершался мраморными скульптурами святых апостолов Петра и Павла работы Паоло Трискорни. В тимпане южного фронтона над обелисками помещён рельеф «История заносит на свои скрижали славу России», выполненный скульптором П. Ч. Стаджи. На аттике здания две фигуры Славы держали щит с гербом Российской империи. На парапете кровли находились статуи, символизирующие российские губернии (не сохранились). Восемь статуй означали восемь главных губерний, это число соответствует восьми провинциям ордена иоаннитов.

Северный фасад замка, обращённый к Летнему саду, выделен широкой лестницей, ведущей в лоджию входа с мраморной колоннадой тосканского ордера. На высоких постаментах по сторонам: бронзовые реплики статуй Геркулеса и Флоры Фарнезских (император Павел распорядился перенести эти статуи с Камероновой галереи в Царском Селе). Смешение в архитектуре Михайловского замка классицистических и барочных мотивов относит это сооружение к переходному периоду в истории архитектурных стилей в России. Классицистические элементы рядом с романтическими образуют в Михайловском замке особенную «костюмированную архитектуру», предвосхищающую стиль ампир начала XIX века. Иногда рубеж XVIII—XIX веков в истории русского искусства именуют предромантизмом, однако в данном случае точнее будет сказать, что уникальный облик Михайловского замка представляет собой не только предромантическую или романтическую архитектуру, но, прежде всего, являет собой архитектурный портрет самого императора — трагической фигуры русской истории.

В комплекс сооружений замка входили:

  • Дворец
  • Воскресенский канал (засыпан, восстановлена часть под Трёхчастным мостом)
  • Трёхчастный мост
  • Горнверк, на котором был установлен памятник Петру I (современная площадь Петра Великого, ранее площадь Коннетабля)
  • Кленовая улица
  • Два павильона Кордегардий Михайловского замка

Помещения замка

  • Общий Столовый зал входил в анфиладу парадных покоев императрицы Марии Федоровны. Его отделка была осуществлена по проекту архитектора Винченцо Бренны в 1799—1801 гг. с использованием 2 люстр на пятьдесят свечей, исполненные по рисункам Дж. Кваренги и предназначавшиеся первоначально для Георгиевского зала Зимнего дворца и двух каминов из сибирского порфира. В середине XIX века Общий Столовый Зал разделен на три самостоятельных помещения, в которых располагались классы Главного Инженерного училища. В процессе проведения реставрационных работ 2002—2003 годов восстановлен первоначальный объём этого зала.
  • Тронная императрицы Марии Федоровны была исполнена по проекту Винченцо Бренны в 1799—1801 гг. Стены помещения, в котором стоял трон, были затянуты малиновым бархатом. В центре потолка в окружении частично вызолоченной и раскрашенной лепки помещался плафон «Суд Париса» работы художника Я. Меттенлейтера, в аллегорической форме прославлявший красоту хозяйки замка. В 1859 году по проекту К. А. Ухтомского в восточной стене зала (возле которой прежде размещался трон), была устроена полуциркульная арка, объединившая бывшие тронная и Предтронная комнаты императрицы, в которых устроили Модельный зал Главного Инженерного училища. Реставрация Тронной Марии Федоровны произведена в 2002—2003 гг..
    • Всего в Михайловском замке тронных зал было пять: две — самого государя-императора, потом государыни, великого князя и наследника Александра Павловича и его брата Константина, имевшего титул цесаревича.
  • Георгиевский зал примыкал к Круглому Тронному залу императора и служил кордегардией для кавалеров Мальтийского ордена. Зал был неоднократно перестроен в XIX—XX веках, при этом первоначальный вид зала был утерян. Наиболее существенные изменения произошли в 1843 году. в 1953-1954 годах в зале проводились реставрационные работы, был частично реконструирован его первоначальный облик, при этом воссоздав многие элементы исторического убранства. В 2007 году строители полностью реконструировали чердачное перекрытие. Работы, проведенные в рамках проекта «Экономическое развитие Санкт-Петербурга», финансировались Министерством культуры при участии Международного банка реконструкции и развития..
  • Мраморная галерея — помещение, предназначавшееся для торжественного собрания кавалеров мальтийского Ордена.

40 дней замка при Павле I

Опасавшийся дворцовых переворотов Павел не желал оставаться в Зимнем дворце, решив построить себе новую резиденцию. Существует предание, что солдату, стоявшему ночью на часах в Летнем дворце, явился юноша, окружённый сиянием, который сказал: «Иди к императору и передай мою волю — дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила». Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. Так якобы и было принято решение о строительстве нового дворца, так было дано ему имя — Михайловский.

Любопытно, что по одной из семейных легенд статский советник Данилевский, восхищаясь красотой только что построенного Михайловского замка в Петербурге, ходатайствовал перед Павлом о добавлении к своей фамилии «Михайловский». Его сын, Александр Иванович Михайловский-Данилевский, стал известным военным историком.

Император планировал проводить в замке собрания и торжественные церемонии мальтийских рыцарей, что нашло своё отражение в отделке его парадных апартаментов. Единственным парадным приёмом стала аудиенция датскому министру графу Левендалю, данная 24 февраля в Мальтийском тронном зале.

1 (13) февраля 1801 года Павел и его семья переехали в новый дворец. В день святого архангела Михаила, в 9 часов 45 минут утра Павел I, вместе с членами своей семьи и свитой начал церемониальное шествие от Зимнего дворца по направлению к замку. На всем пути его следования были расставлены гвардейские полки. Торжественная процессия сопровождалась пальбой пушек и музыкой полковых оркестров. В замке государя уже ожидали особы первых пяти классов, высшие военачальники, а также иностранные послы и министры. Павел I переселился в Михайловский замок, когда ещё даже не успели просохнуть стены нового здания и, по свидетельству очевидцев, в помещениях «стоял такой густой туман, что несмотря на тысячи восковых свечей, едва мерцавших сквозь мглу, всюду господствовала темнота», «повсюду видны были следы сырости и в зале, в которой висели большие исторические картины, я видел своими глазами, несмотря на постоянный огонь в двух каминах, полосы льда в дюйм толщиной и шириной в несколько ладоней, тянувшиеся сверху донизу по углам». На другой день после торжественного переезда в замке состоялся маскарад.

Последний концерт в Общем Столовом зале состоялся 10 марта 1801 года, на нём, в частности, выступала мадам Шевалье (которой однажды удалось задеть сердце императора тем, что она пела в платье цвета стен Михайловского замка). А в ночь с 11 на 12 (24) марта 1801 года Павел был убит в собственной спальне. После смерти Павла царская семья вернулась в Зимний дворец, замок потерял значение парадной резиденции, перешел в ведение Министерства Императорского двора и постепенно пришел в запустение.

Существуют легенды, связанные с убийством Павла в замке: рассказывают, что за несколько месяцев до смерти императора появилась в Петербурге юродивая (по некоторым версиям — Ксения Петербургская), которая предрекла, что жить ему столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами нового дворца. В библейском афоризме «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ» сорок семь символов. Сорок седьмой год шел Павлу, когда он был убит. В 1901 году в очерках, изданных к 200-летнему юбилею Петербурга, В. М. Суходрев упоминает об этом тексте как о существующем, то же повторяет В. Я. Курбатов в 1913 году. В дальнейшем о надписи больше не упоминают, она исчезла, оставив черные точки на поле фриза над Воскресенскими воротами замка (места крепления букв). В настоящее время при последней реконструкции надпись восстановлена.

Текст «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ» представляет собой видоизменённую цитату из 92 Давидова псалма: «дому твоему подобает, Господи, святыня в долготу дней». Медные буквы были выполнены для Воскресенского собора Смольного Монастыря, затем перенесены на стройку Исаакиевского собора, а при Павле переместились на его резиденцию. Загадочная надпись действительно имела символическое значение в замыслах императора относительно его нового дома, но какое именно — пока достоверно ответить невозможно. Совпадение количества букв и лет, прожитых императором — вероятнее всего, наблюдение, сделанное задним числом, никаких достоверных данных о предсказании мы не имеем.

Призрак Михайловского замка

Другая, более известная легенда гласит, что призрак убитого заговорщиками императора не смог покинуть место своей смерти. Призрак царя стали видеть взвод солдат столичного гарнизона, перевозившие военное имущество, новые обитатели дворца — разводящий ефрейтор училища Лямин, и прохожие, замечавшие в окнах светящуюся фигуру.

Легенда возводит появление призрака Михайловского замка ко времени, непосредственно последовавшему за гибелью здесь императора Павла I. Однако слухи о призраке появляются не ранее конца 1840-х годов.

Образ призрака активно использовался, если не был создан, старшими кадетами Николаевского Инженерного училища, обосновавшемся в Михайловском замке, для запугивания младших.

Известность призраку принёс занимательный, но в полной мере демистифицирующий рассказ Н. С. Лескова «Привидение в Инженерном замке», целью которого было привлечение внимания к дедовщине, царившей в училище.

В 1980-е годы сотрудники Комиссии по аномальным явлениям при Русском Географическом Обществе Российской Академии Наук провели ограниченное и неофициальное исследование предполагаемой аномальной активности в здании. Исследование заключалось в опросе отдельных сотрудников Патентной библиотеки (располагавшейся в это время в Михайловском замке), съёмке помещений на плёночный фотоаппарат и измерении магнитного поля. Также использовался метод, известный как лозоходство.

Цвет стен Михайловского замка

Одна из легенд Михайловского замка связана с цветом его стен: согласно одной из версий, он был выбран в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной). По другой — это был традиционный цвет мальтийского ордена. Вслед за выбором царя цвет вошел в моду, и на некоторое время фасады некоторых петербургских дворцов перекрасили в тот же цвет.

По преданию, когда строительство Михайловского замка, названного в честь св. Архангела Михаила, небесного покровителя дома Романовых, приближалось к завершению, на одном из дворцовых балов взволнованная танцами Анна Лопухина вдруг обронила перчатку. Оказавшийся рядом Павел I, демонстрируя рыцарскую любезность, первым из присутствующих мужчин поднял её и собрался было вернуть владелице, но вдруг обратил внимание на странный, необычный, желто-оранжевый цвет перчатки. На мгновение задумавшись, император тут же отправил её архитектору Бренне в качестве образца для составления колора дворца.

Когда Русский музей занялся реставрацией дворца, стены замка были кирпично-красного цвета, к которому давно привыкли горожане, считая именно его первоначальным, тем более, что он совпадал с цветами Мальтийского ордена. Но остатки первоначальной краски реставраторы обнаружили под штукатуркой дворцового фасада, и этот трудно определяемый цвет (розовато-оранжево-желтый) сильно отличался от привычной расцветки, подтверждая историю о перчатке.

Послепавловская история замка

До революции 1917 года

Использование замка Министерством Императорского двора

Размещение в замке Инженерного училища

Советское время. Организации в здании

Передача Русскому музею и работа в его составе

Процесс передачи Русскому музею. Реставрация и открытие

Работа в составе Русского музея

Планы размещения постоянных экспозиций и временные выставки Лекторий Русского музея Копирование и сохранение в замке оригиналов старинных скульптур Летнего сада

Памятники

Во дворе замка и перед его главным фасадом с интервалом в 203 года были установлены памятники двум русским императорам.

  • В 1800 году на площади перед замком был установлен памятник Петру I с надписью «Прадеду правнук», отлитый в 1745—1747 годах по модели скульптора Б. К. Растрелли, сделанной ещё при жизни Петра I. Облицованный мрамором пьедестал высечен архитектором Ф. И. Волковым. На нём укреплены бронзовые барельефы «Полтавская баталия» и «Бой при Гангуте», созданные молодыми скульпторами В. И. Демут-Малиновским, И. И. Теребенёвым и И. Е. Моисеевым при руководстве М. И. Козловского.
  • В 2003 году во внутреннем дворе замка установлен памятник Павлу I работы скульптора В. Э. Горевого, архитектор В. И. Наливайко.

Нумизматика и филателия

5 июля 2017 года Банк России выпустил в обращение памятные серебряные монеты номиналом 25 рублей «Винченцо Бренна» серии «Архитектурные шедевры России». На монете расположены портрет архитектора Бренны и изображение Михайловского замка.