Ценовая дискриминация (англ. price discrimination) — ценовая политика, при которой в один и тот же момент один и тот же товар или услуга продается различным покупателям по различным ценам, а эта разница в цене не оправдывается разными издержками производства этого товара или услуги. Впервые понятие появилось в работе Жюля Дюпюи в 1844 году.
Определение
Согласно К. Р. Макконнеллу и С. Л. Брю ценовая дискриминация — реализация в один и тот же момент одного и того же товара или услуги разным покупателям по разным ценам, когда разница в ценах не оправдана разными издержками производства этого товара или услуги; ценовая политика, которая в США признана преступной, если ограничивает конкуренцию согласно закону Клейтона.
История
Впервые понятие появилось в работе Жюля Дюпюи «О мере полезности гражданских сооружений», опубликованной в 1844 году. Ценовая дискриминация исследовалась в работе Джона Ларднеру «Экономика железных дорог: трактат о новом виде транспорта, управлении им, перспективах и отношениях коммерческих, финансовых и социальных», опубликованной в 1850 году. Свой вклад в развитие исследования ценовой дискриминации внесли работа Артура Пигу «Экономическая теория благосостояния» и работа Джоана Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции».
Допущения
Продавец может проводить успешную ценовую дискриминация при выполнении следующих условий:
- продавец должен обладать какой-либо рыночной властью на рынке;
- у продавца имеется возможность разделить своих покупателей на группы с различной эластичностью спроса по цене;
- на рынке ограничена возможность арбитражных сделок (когда покупатели, покупая продукцию по низким ценам, имеют возможность перепродать её дороже).
Разновидности ценовой дискриминации
Согласно А.Пигу выделяются три вида ценовой дискриминации:
Классификация ценовой дискриминации
Виды ценовой дискриминации согласно классификации профессора Фрица Махлупа и типы поведения продавца:
- Индивидуальная дискриминация (продавец выделяет отдельных покупателей):
- назначается отдельная цена на каждую сделку (торг с каждым покупателем);
- назначается отдельная цена со скидкой за отказ покупки у другого продавца;
- назначается отдельная цена в зависимости от уровня дохода покупателя;
- назначается отдельная цена в зависимости от степени использования продукта покупателем.
- Групповая дискриминация (продавец выделяет группы покупателей):
- ценообразование в зависимости от стоимости возможной доставки до покупателя;
- ценообразование с целью вытеснения конкурента (хищническое ценообразование);
- ценообразование с целью сбыта излишков (демпинг);
- ценообразование для каждого региона/рынка (от степени конкуренции на рынке);
- ценообразование для каждого нового покупателя;
- ценообразование для каждого постоянного покупателя;
- ценообразование для покупателя по степени ценящего время;
- ценообразование по степени эластичности спроса по цене.
- Продуктовая дискриминация (продавец выделяет отдельные продукты):
- ценообразование от уровня качества продукта;
- ценообразование от марки продукта;
- ценообразование от уровня запасов продукта;
- ценообразование от уровня спроса на продукт/услугу в определенное время;
- пакетное ценообразование (в пакет входят различные виды продуктов/услуг);
- комбинированное ценообразование (для каждой группы покупателей своя группа продуктов).