Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021





Яндекс.Метрика





Барковский, Сергей Дмитриевич

27.01.2021

Сергей Дмитриевич Барковский (род. 14 декабря 1963, Алма-Ата, Казахская ССР, СССР) — российский актёр театра и кино, философ, режиссёр. Заслуженный артист Российской Федерации (2005).

Биография

Детство, юность и студенчество

Сергей Барковский родился 14 декабря 1963 года в Алма-Ате (Казахская ССР). Правда, этот город, по признанию самого Сергея, он совсем не помнит, поскольку уже в три года его увезли на Украину, в город Николаев.

По окончании средней школы Сергей отправился в Ленинград — поступать на философский факультет ЛГУ. На философском факультете тогда было два отделения: философский и научного коммунизма. Сергей выбрал второй — ведь чтобы построить то самое «светлое будущее», надо было этому сначала научиться. Единственный момент смущал будущего «строителя коммунизма» — по его убеждению, чтобы получить настоящую жизненную практику, для начала необходимо было отслужить в армии…

Успешно пройдя экзамены, Сергей подошёл к последнему — экзамену по испанскому языку. Его надо было сдать обязательно на «отлично», что, собственно, и произошло. Но неожиданно для преподавателей Сергей попросил их поставить ему четвёрку. Свою просьбу он объяснил желанием служить в армии, будучи уверенным в том, что армия — это квинтэссенция жизни, бесценный опыт, школа жизни и т. д. Преподаватели недоумевали: такое заявление — и в самый разгар афганской кампании! Закончилось всё тем, что они сами стали уговаривать его поступить в университет и уговорили… «А через год, — признаётся Сергей, — пообщавшись с моими однокашниками, которые отслужили и знали, что это такое на самом деле — армия, понял, что правы были те преподаватели».

Сергей Барковский рассказывает: «Мне повезло — я попал на очень творческий курс философского факультета, что редкость, в отличие от технарей. Философы обычно — одиночки. Всё же мудрецы! Все — в своём мире. А здесь все люди подобрались открытые, творческие. У нас были и музыканты, и художники, и поэты… Каждый второй писал стихи! Каждый четвёртый — приличные! Мы издавали сборники, за которые иногда нам попадало. Газету издавали. „Зебра“ называлась…».

В 1986 году Сергей с отличием окончил философский факультет Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова (ЛГУ). Около года преподавал философию в Ленинградском высшем инженерном морском училище имени адмирала С. О. Макарова (ЛВИМУ), готовясь к поступлению в аспирантуру, но неожиданно решил круто изменить свою жизнь…

В 1992 году с отличием окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии имени Н. К. Черкасова (ЛГИТМиК) по специальности «режиссура и актёрское мастерство» (курс профессора Мара Владимировича Сулимова), после чего был принят в состав труппы Санкт-Петербургского государственного молодёжного театра на Фонтанке, где служит по настоящее время.

В разные годы параллельно работал в Театре на Литейном, Александринском театре, Интерьерном театре, Театре реального искусства, театре «Старый Петербург» и других.

Актёрское призвание

Тягу к актёрской профессии Сергей ощутил ещё будучи студентом. При ЛГУ существовал самодеятельный театр. Под руководством режиссёра Игоря Борисова ребята ставили различные спектакли, «капустники». Сергей вспоминает: «Всё это меня так зажгло — я ощущал некий подъём, воодушевление. Мне не столько нравилось выходить на сцену, сколько существовать на ней. Чувствовать особую реальность, каждым нервом ощущать Правду. И тогда я понял, что мне дано заниматься этим делом».

После окончания университета Сергей некоторое время параллельно с преподавательской деятельностью занимался в полупрофессиональном студенческом театре-студии ЛГУ, которую вёл Вадим Сергеевич Голиков, руководитель Ленинградского областного театра драмы и комедии. А когда Голиков стал набирать курс в ЛГИТМиКе, Сергей Барковский пошёл к нему учиться.

Проучившись полтора года у Голикова, Барковский перешёл на курс профессора Мара Владимировича Сулимова. Он вспоминает: «У этого мастера была мощная школа! Если вы прочитаете книгу „Посвящение в режиссуру“, вы поймёте, что это такое — Школа Сулимова. В этой книге, которую мы издали с моим однокурсником, Александром Синотовым, собраны все брошюры Сулимова, которые он писал для студентов. О началах режиссуры, на мой взгляд, мало кто так писал. Станиславский, Кнебель… На пальцах одной руки можно сосчитать…».

Именно Сулимов сделал из несостоявшегося философа настоящего актёра. Ещё учась в институте Сергей Барковский сыграл множество интересных ролей, среди которых: князь Мышкин в спектакле по роману Ф. М. Достоевского «Идиот», Дон Хуан в спектакле по пьесе Л. А. Жуховицкого «Последняя женщина сеньора Хуана», Сильченко в спектакле по рассказам В. М. Шукшина «Штрихи к портрету», Мозгляков в спектакле по повести Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон», Войцек в спектакле по пьесе Георга Бюхнера «Войцек». Своими работами Барковский уже тогда заслужил признание специалистов. Сам Сулимов говорил: «Даже если Барковский играет плохо — он играет хорошо!».

ЛГИТМиК Сергей Барковский окончил с двумя дипломами — актёрским и режиссёрским, причём оба диплома — красные.

Театр

ЛГИТМиК Сергей Барковский окончил в 1992 году. И в том же году был принят в труппу Санкт-Петербургского государственного молодёжного театра на Фонтанке. В это трудное для России время, когда страну потрясали политические и экономические кризисы, Барковский не опустил руки. Вместе со своим однокурсником Сергеем Егоровым они написали пьесу-фантазию на тему восточных сказок, которая называлась «Калиф-аист». Чтобы хоть как-то просуществовать, они ездили с этой сказкой по детским садам и школам.

Позже Барковский восстановил этот спектакль, который «оброс» деталями, нюансами. А в 1996 году на фестивале спектаклей для детей «Банановая рыба» в Таллине работа Барковского была отмечена премией «За лучшую мужскую роль».

В Молодёжном театре Барковский работает и по сей день. Актёр необыкновенно популярен у питерских театралов. Его любят за прекрасные, глубокие образы, создаваемые на сцене с присущим ему умом, любовью и виртуозностью настоящего мастера. Диапазон ролей, доступных артисту, необычайно широк. В его репертуаре: «Ночь ошибок» (сэр Чарльз Марлоу), «Двенадцатая ночь, или Что угодно» (сэр Тоби Белч), «Стакан воды» (Болингброк), «Касатка» (Абрам Желтухин), «Дни Турбиных» (Алексей Турбин), «Жаворонок» (король Карл), «Три сестры» (Чебутыкин) и многие другие.

Одновременно с работой в Молодёжном театре Барковский выступает на сценах других театров. Так, в Санкт-Петербургском театре «Русская антреприза» имени Андрея Миронова актёр играл Джорджа Райли в спектакле «Входит свободный человек», играет Павла Прохоровича в спектакле «Шутники» и Онуфрия в «Днях нашей жизни». Роль артиста в «Шутниках» была признана лучшей мужской ролью высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», за роль Онуфрия артист награждён премией имени Евгения Лебедева (2011). Сыграл роль Чарноты в спектале "Бег. Восемь снов" (2008). Был задействован в спектаклях: Санкт-Петербургского академического театра комедии имени Н. П. Акимова («Призраки», роль — Паскуале Лойяконо), Творческого объединения «Арт-Питер» («Картины из жизни девицы Любови Отрадиной», роль — актёр Шмага; «Я должен убрать президента», роль — Франсуа Пиньон; «Месье Амедей», роль — Кюре Жозеф), Государственного Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге («История села Горюхина», «Авдей Флюгарин», «Жуковский. Прощание»), Петербургского экспериментального театра («Тореро», роль — Маркос-импресарио), Театральной компании «Антика» («Флорентийская трагедия», роль — купец Симоне).

За свои работы Сергей Барковский неоднократно награждался престижными театральными премиями. Особо стоит отметить премию имени И. М. Смоктуновского (актёра, являющегося кумиром Сергея Барковского) за исполнение роли Карла в спектакле Молодёжного театра на Фонтанке «Жаворонок».

8 марта 2011 года артист стал лауреатом I Российской национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро» в номинации «За блистательное исполнение театральных ролей».

Кино

В отличие от театра, в кино у Сергея Барковского достижения гораздо скромнее. И это несмотря на то, что снимается актёр очень много. Сам актёр объясняет это так: «Для кино я „тёмная лошадка“, поэтому, видимо, мне и достаются роли маленьких людей, неудачников. Если в театре я играю разные характеры, разный возраст, темперамент, то в кино, и особенно в сериалах, — почему-то однотипных героев. То ли потому, что камера видит „однозначнее“, то ли потому, что выбор актёров очень большой. Может, кинорежиссёрам удобнее определённость».

Зрители знают актёра по ролям в фильмах и сериалах: «Летающий пистолет» из серии «Ниро Вульф и Арчи Гудвин» (Фредерик Веплер), «Бедный, бедный Павел» (доктор Роджерсон), «Бандитский Петербург» (Либман), «Улицы разбитых фонарей» (дворник-«стукач» Степаныч), «Спецотдел» (Доре), «Три цвета любви» (Прохоров), «Сёстры» (Гоша), «Брежнев» (Горбачёв) и другим.

Одна из ярких ролей актёра — профессор Зверев в молодёжной комедии «Тронутые» (2005). Как признаётся сам актёр: «От работы в проекте я получил особенное удовлетворение. Во-первых, роль интересная: декан абсолютно живой человек, что принципиально важно. Он не номинальная функция, а личность со всеми своими плюсами и минусами, сложностями, противоречиями. С одной стороны, мой герой фигура сильная. Он декан факультета, руководитель и, в силу своего служебного положения, не может быть иным. С другой стороны, как личность он слабый, временами нелепый, с массой комплексов. Этот образ узнаваем. У него своя судьба и здесь есть, что играть. К тому же, „Тронутые“ — это молодёжный сериал, чего у нас мало. Конфликт поколений вечная тема, когда не возникает некой „сцепки“ между людьми разных возрастов и мировоззрений. Эта тема мне близка, потому что у меня есть сын примерно такого же возраста, как и герои сериала, и я чувствую, сколько требуется внутренних затрат, чтобы найти с ним взаимопонимание. Нынешнее поколение очень резко рвануло вперёд. И эта тема тоже находит своё развитие в фильме».

Творчество

Роли в театре

  • 1984 — «Звучала музыка в саду» — Пьеро (реж. Е. М. Падве)
  • 1998 — «Иван-царевич» Ю.Михайлова — Иван-подкидыш (реж. Г. Май)
  • 1988 — «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского — Баклушин (реж. А.Полухина)
  • 1989 — «Мещанин во дворянстве» Жана-Батиста Мольера — Танцор (реж. С.Я Спивак)
  • 1991 — «Мастерская глупостей» М. А. Туханина и Г.Селегея — Принц Фредерик — Клоун Джек (реж. Н. Н. Абрамова)
  • 1993 — «Золотой человек» В. П. Гуркина — Слуга (реж. Ю. А. Гольдин)
  • 1993 — «Эскориал» Мишеля де Гельдерода — Король (реж. А. Синотов)
  • 1995 — «Трёхгрошовая опера» Бертольда Брехта — Отец Кимбл (реж. С.Я Спивак)
  • 1995 — «Голый король» Е. Л. Шварца — Король-отец, Камердинер (реж. А. Бураго)
  • 1995 — «Прикосновение» Рустама Ибрагимбекова — Лейтенант (реж. В. А. Гвоздков)
  • 1995 — «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана — Граф де Гиш (реж. М. Левшин)
  • 1995 — «Четвёртый стул» Тонино Гуэрра — Эмилио (реж. В. Турченко и А. Янковский)
  • 1995 — «Калиф-аист» по мотивам сказок Вильгельма Гауфа — Калиф (реж. С.Егоров)
  • 1995 — «Влюблённые» К.Гольдони — Фабрицио (реж. Т.Казакова)
  • 1996 — «Ночь ошибок» Оливера Голдсмита — Сэр Чарльз Марлоу (реж. М. Г. Черняк)
  • 1996 — «Улица. Двор. Васька» В. Зверовщикова — Профессор (реж. И. И. Лелюх)
  • 1997 — «Гамлет» Уильяма Шекспира — Горацио (реж. В. Крамер)
  • 1998 — «Двенадцатая ночь или что угодно» Уильяма Шекспира — Сэр Тоби (реж. В.Туманов)
  • 1998 — «Стакан воды» Эжена Скриба — Болингброк (реж. М. Г. Черняк)
  • 1999 — «Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее» Ф. Горенштейна — Алексей (реж. А. Галибин)
  • 1999 — «Касатка» А. Н. Толстого — Абрам Желтухин (реж. С. Я. Спивак)
  • 1998 — «Крики из Одессы» по пьесе И. Э. Бабеля — Боярский, Урусов (реж. С.Я Спивак)
  • 2000 — «Дни Турбиных» М. А. Булгакова — Тальберг (выпуск), Алексей Турбин (наше время) (реж. С. Я. Спивак)
  • 2000 — «Вальс одиноких» С. И. Злотникова — Антон (реж. Г. Мушкет)
  • 2000 — «Пляска смерти» Августа Стринберга — Курт (реж. А. Прикотенко)
  • 2000 — «Загадочные вариации» Эрика-Эммануэля Шмитта — Ларсен (реж. А.Серов)
  • 2000 — «Дон Жуан» Жана-Батиста Мольера — Сганарель (реж. Г.Тростянецкий)
  • 2000 — «Дорогая, я не слышу, что ты говоришь, когда в ванной течёт вода» или «Поговорим, как художник с художником» по пьесам Р. Андерсона и Л.Зорина — Поллинг, Каписицкий (реж. А. Серов)
  • 2000 — «Картины из жизни девицы Любови Отрадиной» по пьесе А. Н. Островского «Без вины виноватые» — Шмага (реж. Н. Леонова)
  • 2001 — «Жаворонок» Жана Ануя — Король Карл VI (реж. С. Я. Спивак)
  • 2001 — «На дне жизни» М.Горького — Барон (реж. В. Перминов)
  • 2001 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина — Старший пристав (реж. А.Сагальчик)
  • 2001 — «Виндзорские проказницы» Шекспира — Форд (реж. В.Саркисов)
  • 2001 — «Входит свободный человек» Тома Стоппарда — Джордж Райли (реж. Г.Товстоногов-младший)
  • 2001 — «Зануда» по пьесе Ф. Вебера «Контракт» — Франсуа (Пиньон) (реж. А.Синотов)
  • 2001 — «История села Горюхина», моноспектакль по повести А. С. Пушкина — главная роль (реж. А. Андреев)
  • 2002 — «Горебогатырь Косометович», комическая опера Екатерины II — Кривомозг (реж. С. Миляева)
  • 2002 — «Авдей Флюгарин» моноспектакль по произведениям Ф. Булгарина — главная роль (реж. А. Андреев)
  • 2003 — «Жуковский. Прощание» моноспектакль по письмам В. А. Жуковского — главная роль (реж. А. Андреев)
  • 2004 — «Тореро» по пьесе А.Састре «Гибель Тореро» — Маркос-импресарио (реж. В.Перминов)
  • 2005 — «Три сестры» А. П. Чехова — Чебутыкин (реж. С. Я. Спивак)
  • 2005 — «Призраки» Эдуардо де Филиппо — Паскуале Лойяконо (реж. Т. Казакова)
  • 2005 — «Месье Амедей» Ален Рейно Фуртона — Кюре Жозеф (реж. Н. Леонова)
  • 2005 — «Скандальное происшествие» по пьесе Джона Пристли — Хардейкер (реж. М.Апарцев)
  • 2005 — «Флорентийская трагедия» Оскара Уайльда — Купец Симоне (реж. М.Елисеев)
  • 2006 — «Шутники» А. Н. Островского — Оброшенов (реж. Ю.Цуркану)
  • 2008 — «Тартюф» Жана-Батиста Мольера — Тартюф (реж. А. Л. Андреев)
  • 2008— «Казнить нельзя помиловать» А. Козырева — доктор Кактус (реж. М.Апарцев)
  • 2008 — «Рыцарь Серафимы» по пьесе М. А. Булгакова «Бег» — Генерал Чарнота (реж. Ю. Цуркану)
  • 2010 — «Да здравствует любовь» А. Козырева — Леопольд (реж. Н.Леонова)
  • 2011 — «Семья Сориано, или Итальянская комедия» Эдуардо де Филиппо — Доминико Сориано (реж. С.Я Спивак)

В спектакле «Волшебный полёт над Багдадом» (1998) выступил в качестве режиссёра-постановщика.

Фильмография

Работа на телевидении

  • Сергей Барковский сотрудничает с российским историческим телеканалом «365 дней ТВ», где принимает участие в трёх передачах: «Обзор позавчерашней прессы» (говорит от имени некоего историка-журналиста Ключевского), «Женщины в русской истории» (ведёт разговор от своего имени) и «Маленькие детали большого города» (голос актёра звучит за кадром).

Признание

Государственные награды Российской Федерации

  • 2005 — почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации» (7 апреля 2005 года) — за заслуги в области искусства.
  • 2019 — Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (13 июня 2019 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.

Общественные награды

  • 1996, Фестиваль спектаклей для детей «Банановая рыба», Таллинн, премия в номинации «Лучшая мужская роль», спектакль «Калиф-аист» (Театр «Комедианты»);
  • 1999, Фестиваль «Театр без границ», Магнитогорск, премия в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» (Абрам Желтухин, спектакль «Касатка», Молодёжный театр на Фонтанке);
  • сезон 1999—2000 «Золотой Софит», номинация «Лучшая мужская роль второго плана» — за роль Алексея Турбина в спектакле С. Я. Спивака «Дни Турбиных» (Молодёжный театр на Фонтанке);
  • сезон 2000—2001 «Золотой Софит», номинация «Лучшая мужская роль» — за роль Карла в спектакле С. Я. Спивака «Жаворонок» (Молодёжный театр на Фонтанке) и за роль Сганареля в спектакле «Дон Жуан» Г. Тростянецкого (Александринский театр);
  • 2000, Международный театральный фестиваль на Волге «С Россией в XXI век», Тольятти, — диплом за исполнение роли Желтухина в спектакле «Касатка», (Молодёжный театр на Фонтанке);
  • 2001, Санкт-Петербург, общество «Театрал», — приз зрительских симпатий за роль Желтухина в спектакле Молодёжного театра на Фонтанке «Касатка»;
  • 2001, Межрегиональный фестиваль «Рождественский парад», Санкт-Петербург, — премия за исполнение роли Франсуа Пиньона в спектакле «Я должен убрать президента» (Творческое объединение «Арт-Питер»);
  • 2002, Московский международный телевизионно-театральный фестиваль «Молодость века», — премия благотворительного общественного фонда содействия театру и телевидению «Маски» им. И. М. Смоктуновского — за исполнение роли Карла в спектакле Молодёжного театра на Фонтанке «Жаворонок»;
  • 2003, Фестиваль моноспектаклей «Монокль», Санкт-Петербург, — 1-я премия за моноспектакль «История села Горюхина», Пушкинский театральный центр, режиссёр А. Андреев;
  • 2005, Фестиваль моноспектаклей «Монокль», Санкт-Петербург, — 2-я премия за моноспектакль «Авдей Флюгарин» (по произведениям Ф. Булгарина), Пушкинский театральный центр, режиссёр А. Андреев;
  • 2006, Фестиваль моноспектаклей «Відуння», Киев, — гран-при за спектакль «История села Горюхина»;
  • сезон 2005—2006 «Золотой софит», Победитель в номинации «Лучшая мужская роль в драматическом театре» за роль Павла Прохоровича Оброшенова в спектакле «Шутники» в постановке Ю. Цуркану, Театр Русская антреприза им. Андрея Миронова.
  • 8 марта 2011 года первая Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро»