Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезная информация

















Яндекс.Метрика





Баян (крейсер, 1908)

«Баян» — броненосный крейсер Российского императорского флота одноимённого типа, принимавший участие в Первой мировой войне. Назван в память о потопленном в Порт-Артуре крейсере.

Проектирование и постройка

После поражения в Русско-Японской войне Российский императорский флот оказался без действующей и распланированной судостроительной программы. При этом флот остро нуждался в пополнении поредевшего корабельного состава.

10 ноября 1904 года управляющий Морским министерством принял решение о постройке в Санкт-Петербурге крейсеров «улучшенного типа „Баян“» по чертежам головного крейсера серии — «Адмирал Макаров». Его постройка осуществлялась французской фирмой «Forges et Chantiers», которая передавала техническую документацию для постройки в России двух других кораблей — «Баян» и «Паллада». Начало постройки крейсеров финансировалось кредитами, полученными Морским министерством для восполнения убыли корабельного состава Первой Тихоокеанской Эскадры после начала войны и первых потерь флота.

«Баян» зачислен в списки судов Балтийского флота 15 апреля 1905 года, 15 августа 1905 года заложен на эллинге Нового адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Спущен на воду 2 августа 1907 года и вступил в строй 1 июля 1911 года.

Крейсер незначительно отличался от первого «Баяна»; наиболее существенными отличиями были: переделка бронирования, возможность уборки боевых прожекторов в дневное время под защиту брони, расширение сети переговорных труб, установка специальных сальников для всех кабелей и проводов, проходящих через водонепроницаемые переборки, замена деревянных шкафов в хозяйственных помещениях на металлические и так далее.

История службы

Во время Первой мировой войны «Баян» находился в составе 1-й бригады крейсеров Балтийского флота. 17 октября 1917 года в составе отряда («Баян», «Слава», «Гражданин») под брейд-вымпелом начальника морских сил Рижского залива контр-адмирала М. К. Бахирева участвовал в бою против отряда германских кораблей во время Моонзундской операции.

С мая 1918 года на консервации в порту Петрограда. Восемь демонтированных 152-мм орудий с крейсера были установлены на плавбатареях Онежской военной флотилии, принимавших участие в Гражданской войне.

Продан 1 июля 1922 года русско-германскому акционерному обществу «Деруметалл», осенью 1922 года отбуксирован в Германию и был разобран в Штеттине. Исключен из списков кораблей РККФ 25 ноября 1925 года.

Командиры

  • 02.10.1906—16.07.1907 А. А. Данилевский
  • 16.07.1907—05.10.1909 Ф. Н. Иванов
  • 05.10.1909—22.11.1910 И. А. Шторре
  • 11.11.1910—23.12.1913 А. Г. Бутаков
  • 23.12.1913—15.07.1916 А. К. Вейс
  • 15.07.1916—06.11.1917 С. К. Тимирев
  • 06.11.1917—хх.04.1918 А. О. Старк