Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Литературная газета

«Литературная газета» — советское и российское еженедельное литературное и общественно-политическое издание.

История

Логотип газеты украшают профили А. С. Пушкина и М. Горького. Современная «Литературная газета» официально заявляет своё происхождение от «Литературной газеты» А. С. Пушкина.

Будто бы продолжает традиции «Литературной газеты», основанной в 1830 А. Пушкиным.

— Вольфганг Казак

Газета первоначально не отождествляла себя с одноимёнными изданиями XIX века; вплоть до 1990 года датой основания газеты указывался 1929 год.

1929—1967

Газета впервые вышла 22 апреля 1929 года по инициативе Максима Горького и при участии писателя Ивана Катаева как орган Федерации объединений советских писателей.

В 1932—1934 годах газета стала органом Оргкомитетов Союза советских писателей СССР и РСФСР, после Первого съезда советских писателей в 1934 году — органом Правления СП СССР.

С января 1942 года в результате объединения с газетой «Советское искусство» издавалась под названием «Литература и искусство», с ноября 1944 года прежнее название было возвращено.

Первая страница номера за 13 апреля 1961 года. Фото РИА Новости.

С 1947 года преобразована в литературную и общественно-политическую газету. Периодичность и объём её менялись.

1967—1990

С 1 января 1967 года (редактор Александр Чаковский) газета приобрела новый облик и стала выходить один раз в неделю (по средам) на 16 страницах, став первой в стране «толстой» газетой. В её логотипе появился профиль Пушкина, а впоследствии и Горького. Изображение Пушкина основывалось на его известном автопортрете, а профиль Горького был специально для логотипа нарисован Валерием Красновским, который был главным художником газеты на протяжении первых 10 лет её существования в новом формате. Рождение нового формата сопровождалось шуткой:

Наш усталый, старый орган
Так измучен, так издёрган,
Что ему и в самом деле
Трудно трижды на неделе.
Дай-то Бог, чтоб без затей
Получилось раз в семь дней,
А не то он, наш негодник,
Превратится в ежегодник.

(автор Н. В. Разговоров)

Газета стала охватывать широкий диапазон тем — литература, искусство, политика, общество, мораль и право, наука, быт, другие интересные для публицистики темы. На её страницах публиковались все самые крупные писатели РСФСР и других союзных республик, многие выдающиеся зарубежные писатели. По утверждению близких к газете лиц, в её статьях на общественно-политическую тематику допускалась большая свобода мнений и критика, чем в большинстве советских газет того времени. «ЛГ» становится одним из самых цитируемых в мире советских, а затем российских периодических изданий. Тогда в газете образовался «кружок» блистательных советских журналистов, в который входили А. З. Рубинов, Ю. П. Щекочихин, Ю. М. Рост, А. И. Ваксберг, О. Г. Чайковская.

Особую популярность приобрёл отдел юмора «Клуб 12 стульев», занимавший последнюю, 16-ю полосу газеты. «Клубом» руководили Виктор Веселовский и Илья Суслов. Среди публиковавшихся на полосе юмористов многие завоевали в дальнейшем значительную известность, в том числе Аркадий Арканов, Григорий Горин, Зиновий Паперный, Михаил Жванецкий, Эдуард Успенский, Михаил Задорнов, Игорь Иртеньев, Виктор Шендерович, Виктор Коклюшкин, Лион Измайлов, Евгений Шатько и многие другие. Постоянно публиковался в «Клубе 12 стульев» известный советский пародист Александр Иванов, работали популярные карикатуристы Виталий Песков (ставший безусловным лидером отечественной карикатуры и начавший именно в «ЛГ»), Вагрич Бахчанян, Владимир Иванов и Игорь Макаров, Олег Теслер, Василий Дубов, Михаил Златковский, Андрей Бильжо, Сергей Тюнин, Игорь Копельницкий и другие.

В 1970 году редакция газеты учредила ежегодную премию «Золотой телёнок», которая присуждалась за лучшие, по мнению редакции, сатирические и юмористические произведения, опубликованные в рубрике «Двенадцать стульев».

В 1967—1971 годах обозревателем газеты был известный отечественный демограф Виктор Переведенцев, его статьи появлялись здесь регулярно до 1990 года. В 1970 году, по результатам опроса читательской аудитории, Виктор Переведенцев, не будучи профессиональным журналистом, занял второе место по популярности среди авторов газеты. В редакции работал Аркадий Ваксберг.

Александр Чаковский был главным редактором «Литературной газеты» до 16 декабря 1988 года.

После 1990 года

В 1990 году «ЛГ» в соответствии с новым «Законом о печати» стала независимым изданием. С логотипа газеты исчез профиль А. М. Горького, и редакция стала считать годом основания газеты 1830 год. В 1997 году редакция «ЛГ» была преобразована в ОАО «Издательский дом „Литературная газета“». Председателем совета директоров ОАО «Издательский дом „Литературная газета“» стал Константин Костин.

С 1991 по 1998 годы «Литературную газету» возглавлял Аркадий Петрович Удальцов. В 1998—1999 годах главным редактором был Н. Д. Боднарук, в 1999—2001 годах — Л. Н. Гущин.

2000-е годы

19 апреля 2001 года главным редактором был назначен писатель Юрий Поляков, ранее неоднократно публиковавший в газете статьи социологической и политической тематики.

Направленность издания сразу же меняется на 180 градусов, «Литературная газета» получает консервативно-патриотическую направленность.

Случилось так, что люди, которых я знал ещё по комсомолу, стали серьёзными бизнесменами. Они видели, что в либеральной своей версии «Литературная газета» скоро вообще исчезнет, её некому будет читать, кроме двухсот сумасшедших либералов в черте Москвы, и пригласили меня возглавить газету. <…> Лишь возвращение к пушкинской идее «свободного консерватизма» помогло нам вернуть многих утраченных читателей и завоевать новых.

— Юрий Поляков

В 2004 году на логотип газеты был возвращён профиль Максима Горького.

Выходные данные газеты, 2010

Если до 1990 года на логотипе газеты, подчеркивая претензию на двойную преемственность, были профили Пушкина и Горького, после 1990-го — только Пушкина, то с 2004 года на нём снова присутствуют оба профиля. Соответственно и направление газеты представляет собой довольно забавный конгломерат советских представлений о культурном каноне и имперских государственных амбиций с уклоном в русский национализм. То есть издание это откровенно консервативное и в таком своём виде определёнными слоями современного российского общества, безусловно, востребованное. Но при этом, что неудивительно, реальное влияние «Литературной газеты» на нашу культурную ситуацию стремительно приближается к нулю. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что порой альманах в 100 экземпляров становится более значимым явлением, чем эта газета с её многотысячным (по крайней мере, так они пишут на своем сайте) тиражом.

— Анна Голубкова

Газета учредила премию имени Дельвига, основавшего в XIX веке первое из одноимённых современной «Литературной газете» изданий, преемственность по отношению к которому «ЛГ» по возможности старается подчёркивать. С 1 октября 2012 премия, известная как «Золотой Дельвиг», стала позиционироваться «Литературной газетой» как ежегодная «российская общенациональная премия».

В «Литературной газете» за 21 марта 2018 года опубликована статья о выдающемся немецком русисте и слависте Максе Фасмере, которую научное сообщество расценило как клеветническую и мракобесную. Славист и этимолог академик А. Е. Аникин: «Считаю необходимым заявить, что эта статья является невежественной клеветой на великого ученого». Открытое письмо Аникина с протестом этой статье, опубликованное в газете «Троицкий вариант — Наука», подписало более пятисот российских и зарубежных русистов и славистов, среди которых академики РАН Ю. Д. Апресян, С. М. Толстая, В. А. Плунгян, действительный член Британской академии наук Катриона Келли, академик Польской академии наук Ежи Бартминьски, академик Сербской академии наук и искусств Александар Лома, действительный член и вице-президент Гёттингенской академии наук Вернер Лефельдт, члены-корреспонденты РАН А. В. Дыбо, Е. Л. Березович, С. И. Николаев, Е. В. Головко, С. А. Мызников, Ф. Б. Успенский и другие.

Главные редакторы

  • 1929—1930: С. И. Канатчиков
  • 1930: Б. С. Ольховый
  • 1930—1931, 1932—1933: С. С. Динамов
  • 1931—1932: А. П. Селивановский
  • 1933—1935: А. А. Болотников
  • 1935—1937: Л. М. Субоцкий
  • 1937—1939: редколлегия (В. П. Ставский; Е. П. Петров, В. И. Лебедев-Кумач; Н. Ф. Погодин, О. С. Войтинская)
  • 1939—1941: А. Кулагин
  • 1942—1944: А. А. Фадеев
  • 1944—1946: А. Сурков
  • 1946—1950: В. Ермилов
  • 1950—1953: К. М. Симонов
  • 1953—1955: Б. Рюриков
  • 1958: В. Друзин (и. о.)
  • 1955—1959: В. Кочетов
  • 1959—1960: С. С. Смирнов
  • 1960—1962: В. Косолапов
  • 1962—1988: А. Чаковский
  • 1988—1990: Ю. П. Воронов
  • 1990—1991: Ф. М. Бурлацкий
  • 1991—1998: А. Удальцов
  • 1998—1999: Н. Д. Боднарук
  • 1999—2001: Л. Н. Гущин
  • 2001—2017: Ю. М. Поляков
  • с 2017: М. А. Замшев

Награды

  • Орден Ленина (1971)
  • Орден Дружбы Народов (1979)

Адреса

  • Тверской бульвар, 25 (Дом Герцена)
  • Последний переулок, 26
  • Улица 25 октября, 19 (с мая 1941)
  • Улица Станиславского, 24 (1945)
  • Улица Спиридоновка, 2
  • Цветной бульвар, 30 (1953—1958)
  • Хохловский переулок, 10
  • Костянский переулок, 13
  • Старая Басманная улица, 18, стр.1