Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021





Яндекс.Метрика





Анастасия Узорешительница

06.03.2021

Анастасия Узорешительница, Агия (Айя) Анастасия Фармаколитрия (др.-греч. Ἀναστασία ἡ Φαρμακολύτρια; др.-греч. φαρμακολύτρια от др.-греч. φάρμακον — «зелье, снадобье, лекарство» + др.-греч. λυτρόω — «освобождать, избавлять») — святая, христианская великомученица IV века. Приняла мученическую кончину в 304 году в Сирмиуме (ныне Сремска-Митровица в Сербии) во время «великого гонения» на христиан при императоре Диоклетиане. Поэтому именуется Анастасией Сирмийской. В традиции Русской православной церкви она известна как Анастасия Узорешительница, потому что облегчала («разрешала») страдания узников-христиан.

В народной традиции восточных славян считалась, что святая помогает освобождаться от «уз беременности».

Жизнеописание

Святая Анастасия с житием. Русская икона 1580 года. Музей русских икон в Клинтоне, США

Достоверных исторических сведений о мученичестве Анастасии не сохранилось.

Согласно житию VI века, Анастасия была знатной римлянкой, ученицей святого Хрисогона. Её мать Фауста Сирмийская — тайная христианка, воспитала дочь в христианской вере. Святая Анастасия тайно посещала узников-христиан, томившихся в римских темницах и ухаживала за ними. После казни своего учителя святого Хрисогона она начала странствовать, чтобы где можно помогать христианам, которые подвергались суровым гонениям. Она прошла через Грецию, Македонию; по её прибытии в Сирмиум она была схвачена и после мучений сожжена на костре. В некоторых более поздних житиях смешаны черты биографии Анастасии Младшей и Анастасии Старшей.

Почитание

Почитание Анастасии на Западе в IV веке было широко распространено, что подтверждает церковь Святой Анастасии, воздвигнутая в IV веке в Риме у подножия Палатина и сохранившаяся до наших дней. В этом храме традиционно папа служил вторую рождественскую мессу в честь святой Анастасии, память которой отмечается в день Рождества, трансформировавшуюся позже в так называемую «мессу на рассвете» (лат. Missa in aurora).

Мощи Святой Анастасии были в конце V века перенесены из Сирмиума в Константинополь. Оттуда частицы её мощей разошлись по Европе. В начале IX века император Никифор I подарил часть мощей святой задарскому епископу Донату, поместившему их в собор Святой Анастасии в хорватском городе Задаре. Реликварии с мощами святой Анастасии хранятся также на горе Афон, в Риме, в монастыре баварского города Бенедиктбойерна.

Честная глава находилась в монастыре Анастасии Узорешительницы, расположенном в горах на полуострове Халкидики, недалеко от города Фессалоники (Салоники). В ночь с 22 на 23 апреля 2012 года мощи были похищены.

Святая Анастасия одна из семи женщин, за исключением Девы Марии, чьё имя включено в римский канон мессы. Имя Анастасии включено также в католическую литанию всем святым. Иконографические символы — крест, склянка с лечебным маслом. Память святой Анастасии в Католической церкви — 25 декабря, в Православной церкви — 22 декабря (4 января).

Славянские традиции

Наименование святой Узорешительницей трактовалось русскими по-своему: под словами «узы» (оковы), «узилище» (тюрьма) понималась беременность женщины. Считалось, что младенец привязан пуповиной к чреву матери, а акт рождения — разрешение от обузы для матери и освобождение младенца из материнского чрева-узилища. Символике уз придавалось большое значение: считалось, что беременная не должна была сматывать верёвки, завязывать узлы, сучить нити, а в одежде рожающей женщины не должно быть узлов. У восточных славян святая считалась покровительницей беременных и целительницей, поэтому ей молились во время родов. В Новгородской иконописи среди святых жён по степени почитания она занимает второе место после святой Параскевы Пятницы. В день памяти святой женщины не трудились. Cвятая соотносится с Богородицей, Неделей (воскресеньем) и Параскевой Пятницей.

Болгары в Родопах и Страндже почитали святую как «Нашташу», «Чёрную святую» или «Бабу чёрную» (болг. Нашташа, света Чьорна, Баба Черна). День был связан с представлениями о смерти. Женщины не выполняли никакой работы, чтобы не «почернел» дом, то есть чтобы никто в семье не умер (ср. Анна тёмная).