NAMC YS-11 — японский турбовинтовой авиалайнер для линий малой и средней протяженности. Разработан и производился консорциумом Nihon Aircraft Manufacturing Corporation. Первый японский турбовинтовой грузовой самолёт со времён поражения Японии во Второй мировой войне. Первый полёт прототипа выполнен в 1962 году. Серийное производство осуществлялось в 1962—1974 годах, выпущено 182 самолёта.
История
В конце 1950-х Министерство международной торговли и промышленности Японии выпустило требования на разработку самолёта для замены Douglas DC-3 на внутренних авиалиниях. В консорциум по проектированию и производству такого самолёта вошли предприятия Mitsubishi Heavy Industries, Kawasaki Heavy Industries, Fuji Heavy Industries, Shin Meiwa, Showa Aircraft Industry Company и Japan Aircraft Industry Company; образованный в 1959 году консорциум был назван Nihon Aeroplane Manufacturing Company (NAMC).
Консорциум NAMC разработал турбовинтовой пассажирский низкоплан вместимостью до 60 пассажиров. Первый прототип совершил полёт 30 августа 1962 года, сертификат типа в Японии получен в августе 1964 года, в США — в 1965 году.
Самолет представлял собой низкоплан, оснащенный двумя турбовинтовыми двигателями и имевший герметизированный фюзеляж круглого сечения, традиционное хвостовое оперение и убирающееся трехопорное шасси. Быстрый рост пассажиропотока на внутренних линиях Японии побудил конструкторов создать самолет большей вместимости, чем схожие европейские образцы данного класса.
Самолёт широко эксплуатировался на внутренних линиях Японии и поставлялся за рубеж. К 2006 году выведен из эксплуатации в Японии.
По состоянию на июль 2011 года в эксплуатации оставалось 5 машин в авиакомпаниях Transair Cargo, Air Link International Airways, Aero JBR, Aerodan и ALCON Servicios Aereos.
Операторы
- Япония
- ВВС — 10
- ВМС — 3
Бывшие операторы
Гражданские:
- Аргентина
- Aerolíneas Argentinas
- Aerotransportes Litoral Argentino
- Аруба
- Air Aruba
- Бразилия
- Serviços Aéreos Cruzeiro do Sul
- VASP
- Габон
- Gabon Express
- Gabon Express Cargo
- Гамбия
- Gambia International Airlines
- Греция
- Olympic Airways
- Египет
- Pyramid Airlines
- Индонезия
- Bouraq
- Merpati Nusantara Airlines
- Канада
- Norcanair
- Китай
- China Airlines
- Мексика
- Aerodan Cargo
- Aerolitoral (дочерняя компания Aeroméxico)
- Gacela Air Cargo
- Global Air Cargo
- Норвегия
- Mey-Air
- Перу
- Líneas Aéreas Nacionales S.A.
- Синт-Мартен
- Winair
- США
- Midwest Air Charter
- American Eagle Airlines
- Continental Express
- Far West Airlines
- Fort Worth Airlines
- Hawaiian Airlines
- Mid Pacific Air
- Provincetown-Boston Airlines
- Pinehurst Airlines
- Reeve Aleutian Airways
- Simmons Airlines
- Transair
- Trans-Central Airlines
- Почтовая служба США
- Таиланд
- Air Phoenix
- Phuket Air
- Танзания
- Air Star Zanzibar
- Тринидад и Тобаго
- Air Caribbean
- Филиппины
- Aboitiz Air
- Aero Majestic Airways
- Air Philippines
- Asian Spirit
- Fil-Asian Airways
- Interisland Airlines
- Philippine Airlines
- South Phoenix Airways
- ЮАР
- Air Link International Airways
- Республика Корея
- Korean Air
- Korean Air Cargo
- Япония
- All Nippon Airways
- Japan Air Lines
- Japan Air System
- Japan Domestic Airlines
- Japan TransOcean Air
- Toa Airways
Военные:
- Греция
- Военно-воздушные силы Греции
- Филиппины
- Военно-воздушные силы Филиппин
Лётно-технические характеристики
Технические характеристики- Экипаж: 2 человека
- Пассажировместимость: 64 человека
- Длина: 26,3 м
- Размах крыла: 32,0 м
- Высота: 8,99 м
- Площадь крыла: 94,83 м²
- Масса пустого: 14600 кг
- Максимальная взлётная масса: 23500 кг
- Силовая установка: 2 × турбовинтовой Rolls-Royce Dart Mk.542-10K
- Мощность двигателей: 2 × 3020 л. с.
- Крейсерская скорость: 454 км/ч
- Практическая дальность: 2200 км
- Практический потолок: 6 820 м
- Скороподъёмность: 6,2 м/с
Авиационные происшествия и катастрофы
По состоянию на 6 июля 2019 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 28 самолётов. Всего в этих происшествиях погибло 254 человека. Самолёт пытались угнать 7 раз, при этом никто не погиб.