Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Маскулизм

Маскулизм (англ. masculism; от лат. masculinus «мужчина») — идеология и общественно-политическое движение, целью которого является устранение сексизма в отношении мужчин и уравнение их в правах с женщинами. Оксфордский словарь и словарь западной философии Блэкуэлла используют также в этом понимании термин маскулинизм (англ. masculinism), считая его синонимичным маскулизму, при этом философ Феррелл Кристенсен и политолог Джорджия Дюэрст-Лахти всё же считают нужным разделять маскулизм как гендерно-эгалитарное движение и маскулинизм как более традиционалистское движение, продвигающее атрибуты маскулинности и склоняющееся к патриархату. Это обобщающее понятие также может применяться и по отношению к Активистам за права мужчин и к Мужскому движению.

Объектом внимания маскулизма являются те области общественной жизни, где гендерное равноправие нарушено в ущерб мужчинам и мальчикам. Маскулисты считают, что мужчины терпят несправедливое отношение на основании своего пола, и приводят различные примеры мизандричных стереотипов и социальных практик.

Определение и область действия

Оксфордский словарь английского языка определяет маскулизм или синонимично маскулинизм, как "пропаганда прав мужчин, соблюдение или поощрение мнений, ценностей и т. д., рассматриваемые как типичные для мужчин; (в более общем смысле).

Философ Феррелл Кристенсен определяет маскулизм как аналог феминизма, но с заменой женщин на мужчин; при этом он указывает, что, если маскулизм может быть определён как продвижение интересов мужчин, то продвижение атрибутов мужчин может быть названо маскулинизмом. По мнению политолога Джорджии Дюэрст-Лахти, маскулизм, выражающий этос раннего гендерно-эгалитарного мужского движения, отличается от маскулинизма, относящегося к идеологии патриархата.

Кристенсен различает «прогрессивный маскулизм» и «экстремистскую версию». Первый приветствует многие общественные изменения, которые пропагандируют феминистки, полагая, что некоторые меры, направленные на снижение сексизма в отношении женщин, увеличили его по отношению к мужчинам. Экстремистская версия в некоторой степени способствует мужскому превосходству и, как правило, основана на предубеждении в неполноценности женщин. Николас Дэвидсон в своей книге «Неудача феминизма» описывает экстремистскую версию маскулизма, которую он назвал «виризмом»: «Общество больно феминизацией. Исправление общества требует уменьшения влияния женских и рост влияния мужских ценностей…».

Гендерные исследования, которые изначально фокусировались на гиноцентричных и феминистских подходах, позднее стали изучать угнетение в обществе также с точки зрения мужчин.

История

Маскулизм не является единым движением, а фактически представляет собой несколько движений, которые имеют разные и зачастую противоположные цели. Основные движения внутри маскулизма включают в себя мужское освободительное движение, движение мужчин про-феминистов, мифопоэтические мужское движение, и христианское мужское движение, в первую очередь представленное Хранителями Обетования. Движение существует преимущественно в западном мире и появилось в 1960-х и 1970-х годах.

Одним из главных идеологов маскулизма является Уоррен Фаррелл, выпустивший в 1993 году книгу «Миф о мужской власти» и использовавший термин «мужчина-расходник». В СССР бурно обсуждалась разность в продолжительности жизни мужчин и женщин в связи с публикацией статьи «Берегите мужчин!» Б. Урланиса в 1968 году.

В октябре 2016 года режиссёр и американская феминистка Кэсси Джей представила документальный фильм «Красная таблетка», раскрывающий идеи движения за права мужчин в Америке. В конце фильма автор утверждает, что больше не может называть себя феминисткой, так как её взгляды на гендерные проблемы изменились.

Проблематика маскулизма

Образование и занятость

Маскулисты и феминистки говорят, что мальчики отстают от девочек в образовательных достижениях.

Данные из США в 1994 году говорят, что 94 % случаев смерти на рабочем месте приходится на мужчин. Маскулист Уоррен Фаррелл утверждал, что мужчины делают непропорциональную долю грязных, физически сложных и опасных работ.

Насилие и самоубийства

Маскулисты указывают на более высокие показатели самоубийств мужчин, чем женщин. Они выражают озабоченность по поводу того, что насилие в отношении мужчин изображается в СМИ и других местах как нечто юмористическое.

Маскулисты также выражают озабоченность по поводу того, что насилие против мужчин игнорируется или считается минимальным по сравнению с насилием в отношении женщин, некоторые утверждают, что бытовое насилие является гендерно симметричным. Так же они обращают внимание на то, что традиционное предположение невиновности женщин или сочувствие к женщинам, называемые доброжелательным сексизмом, приводит к неодинаковому наказанию для мужчин и женщин за одинаковые преступления, к отсутствию сочувствия к мужчинам, ставшим жертвами бытового насилия и к закрытию дел об изнасилованиях женщинами мужчин. Отчасти это является причиной того, что большинство жертв, убитых даже в мирное время — мужчины. Например, в России они составляют более 70 % всех убитых. Также они обращают внимание на безразличие общества к изнасилованиям в тюрьмах, безнаказанность насильников в тюрьмах и даже целенаправленное помещение заключенных в камеры совместно с заведомыми насильниками. Изнасилования в тюрьмах часто служат предметом насмешек. Также существует юридическая и фактическая дискриминация мужчин при назначении наказаний, например, пожизненное заключение в России может назначаться только мужчинам. Согласно утверждениям многих маскулистов, назначение более мягких наказаний за преступления женщинам является общепринятым среди судей и прокуроров неписанным правилом российской судебной практики.

Право на отцовство

По словам Дэвида Бенатара, руководителя философии в Университете Кейптауна, «Движение за права отцов — это, пожалуй, самая известная область активизма в отношении прав мужчин», поскольку в большинстве случаев в большей части мира мать может получить опеку над детьми в случае развода. Он утверждает, что в большей части мира заявление мужчины на получение опекунства имеет меньше шансов на удовлетворение, чем заявление женщины при прочих равных условиях, в том числе, когда заявитель является основным заботящимся о ребёнке лицом и его заявление не оспаривается.

Маскулисты критикуют современное законодательство за лишение мужчин репродуктивных прав или дискриминацию в этой области, как-то: возможность женщины сделать аборт, несмотря на желание мужчины иметь ребёнка, отсутствие ответственности за подложное отцовство, неравные права усыновления для мужчин и женщин не состоящих в браке и др.

Гендерные законы и право на жизнь

Объектом критики маскулистов является принудительный призыв на срочную военную службу только для мужчин, хотя услугами обороны государства пользуется все население.

Возраст выхода на пенсию у мужчин во многих странах превышает аналогичный возраст для женщин. В частности, в России, начиная с первой трети XX века, возраст выхода мужчин на пенсию выше возраста выхода на пенсию женщин на 5 лет, несмотря на то, что средняя продолжительность жизни мужчин в РФ на 14 лет меньше, чем аналогичный показатель женщин. Большинство мужчин в России не доживают до своей пенсии, либо их возраст дожития крайне низок.

Маскулизм и маскулинизм против феминизма

Маскулисты обращают внимание на то, что современные гендерные исследования проводятся в контексте феминистского движения и изучают угнетение женщин, но как правило игнорируют дискриминацию мужчин, о которой в обществе не принято говорить. С позиции феминизма, маскулисты не имеют оснований заявлять о дискриминации мужчин, так как заявленные ими проблемы никак не перевешивают имеющиеся у мужчины классовые и социальные привилегии.

В книге «Провал феминизма» Николас Дэвидсон описал вторую форму маскулинизма под названием «виризм». По словам Дэвидсона, с этой точки зрения «Причиной болезни общества является женоподобность. Для улучшения общества необходимо снизить влияние женских ценностей и повысить влияние ценностей мужских…»

С другой стороны, маскулинисты, будучи патриархальным крылом мужского правозащитного движения, часто являются открытыми антифеминистами, и исследование их сообществ показало, что они критикуют даже умеренный феминизм. Некоторые маскулинистские активисты участвовали в срыве событий, организованных феминистками, и судебных процессах против феминистских учёных, журналистов или активистов. Кроме того, действия маскулинистов иногда можно было расценивать как экстремистские. Например, происходили случаи, когда борцы за мужские права рассылали свои экскременты или записки с угрозой расправы над семьёй общественным деятелем или политикам, борющимся за права женщин. Представители данных групп также высказывались против кампаний по повышению осведомлённости общественности для предотвращения сексуального насилия, утверждая, что они продвигают негативный образ мужчин, а одна маскулинистическая группа даже преследовала десятки администраторов приютов для женщин и центров, оказывающих помощь женщинам, пострадавшим от насилия.

Критика маскулизма и маскулинизма

Ряд критиков, наблюдающих за деятельностью маскулинистов, заметили, что под прикрытием борьбы с женским сексизмом, некоторые его последователи продвигают идеи андроцентризма, мужского превосходства и неполноценности женщин. Некоторые маскулинисты уверены в том, что установленные традиционном обществе гендерные роли, где мужчины выступают в роли добытчиков, а женщины — в роли домохозяек, — это естественное взаимодействие женщины и мужчины в социуме, которое, однако, было нарушено феминистским движением с 1960-х годов. При этом, философ Феррелл Кристенсен отмечает, что, в отличие от маскулинизма, идеологии маскулизма и феминизма по сути являются одним и тем же, однако представители обеих идеологий верят в то, что его пол угнетён больше и эту дискриминацию необходимо устранить. Одновременно по этой причине их радикальные представители никогда не смогут принять друг друга.