Китбука (? — 3 сентября 1260 известен также как Кит-Бука, Китбуга, Кит-Буга, Кетбуга-нойон; каз. Кет-Бұға) — монгольский военачальник. По происхождению найман, «христианин по вере,.. человек, пользующийся большим уважением». Имел чин баурчи (стольника). Известен участием в ближневосточном походе Хулагу.
Личность
Устные генеалогические предания связывают происхождение Кетбуги из подрода найманов — бағаналы. Известен также как — Улуг-Джирчи, бий, жырау, кюйши, персонаж исторических легенд. Отцом Кетбуги вместе с его братом Келбугой называют — Домбауыл бия. У Кетбуги был единственный сын — Батыл.
В книге «Шаджарат Ал-Атрак» («Родословие тюрков»), которая была составлена неизвестным автором в 861 (= 1457) году, сообщается, что когда никто не осмелился донести Чингисхану о смерти его сына Джучи, когда тот погиб во время охоты, тогда Кетбуга по прозвищу «Улуг-Джирчи» («Ұлы Жыршы», «Аталық жырау») — великий сказитель жыров), который был приближенным и одним из эмиров Чингисхана, взял на себя эту тяжелую ношу и первым сообщил о смерти его первенца Джучи, исполнив кюй — «Ақсақ құлан» («Хромой кулан»).
Действия против исмаилитов
Сам Хулагу выступил с войсками из Монголии осенью 1253 года и перешёл Амударью в начале 1256. Но Китбука уже в августе 1252 года был отправлен с передовым отрядом в 12 тысяч человек против иранских исмаилитов-низаритов. Он пересёк реку в марте 1253 г. и приступил к завоеваниям в области Кухистан. С пятью тысячами конных и пеших воинов Китбука подступил к исмаилитской крепости Гирдекух. К маю 1253 г. монголы обвели крепость рвом и валом, чтобы из неё никто не мог вырваться; позади монгольского войска были проведены другие ров и вал для защиты от внешних нападений. Китбука оставил под Гирдекухом военачальника Бури, а сам ушёл к крепости Михрин и осадил её, расставив камнемёты. В августе Китбука подошёл к Шахдизу, «многих перебил», но не смог взять крепость и отступил. Тем временем, защитники Гирдекуха мужественно оборонялись и совершали вылазки, уничтожая войска противника. Китбука сделал новый набег на Гирдекух, однако не достиг успеха; крепость продержалась ещё долгие годы и была захвачена лишь в правление ильхана Абаги (1265—1282). Китбуке удалось занять Тун, Туршиз, Диз-и Михрин, Диз-и Кемали и, после трёхдневной битвы, Диз-и Шаль.
По прибытии в Персию Хулагу стал готовить крупномасштабное наступление на исмаилитов, поскольку их имам Рукн ад-Дин Хуршах не спешил сдавать свои главные крепости Меймундиз, Аламут и Люмбесер. Войска Китбуки и Негудер-огула должны были составить левое крыло армии, двигаясь из Хара и Семнана. Когда войска подошли к Меймундизу в ноябре 1256 г., Хулагу устроил военный совет, на котором решалось — осадить крепость или, в связи с зимней бескормицей, отступить до следующего года. Китбука вместе с некоторыми военачальниками высказался за осаду. Хуршах, понимая, что не в силах сопротивляться, сдал крепость без боя 20 ноября.
Наступление на Багдад
Война в Палестине
После того как Хулагу был вынужден в связи со смертью Мункэ отойти из Сирии в Персию, Китбука стал командующим оставшейся части войска (10 — 20 тыс.). В то время как он выказывал христианам дружелюбие, Жюльен Гренье, сеньор Сидона, из своего замка Бофор напал на Марж Айюн и захватил богатую добычу. Племянник Китбуки, не стерпев грабежа на контролируемых монголами землях, устремился вслед грабителям, но был уничтожен вместе со своим небольшим отрядом. В ответ Китбука осадил Сидон. Жюльен сражался перед городом, чтобы дать возможность населению спастись, а затем укрылся в морской цитадели. Монголы опустошили нижний город, снесли крепостные стены, но не стали атаковать замки на суше и море.
Получив подкрепления от союзных армян и грузин, Китбука, вопреки приказу Хулагу оставаться на месте, продолжил завоевания из Сирии на юг — в Палестину. Не приняв мер предосторожности, он зашёл на вражескую территорию на 10 дней пути южнее Иерусалима. Ему навстречу двинулась армия египетских мамлюков под командованием Кутуза и Бейбарса. 3 сентября 1260 года в битве при Айн-Джалуте монгольское войско потерпело поражение, а Китбука попал в плен и был казнён.
Образ в искусстве
В казахском фольклоре
«Ақсақ құлан» («Хромой кулан») (о гибели Джучи на охоте)
«Ай-ханым»
«Ақсақал»
«Ел бірлігі»
«Жан сауға»
«Жошы хан жортуы»
«Жылан қайыс»
«Кетбұқа»
«Күйдім-жандым»
«Қаралы белдік мойнымда, сауға, Шыңғыс, сауға»
«Нарату»
«Нар идірген»
«Нар шөккен»
«Сынған бұғы» («Сломленный олень») (о гибели сына Кетбуги — Батыла в походе на Китай)
«Терісқақпай»
Память
- В 2017 году акыну и полководцу Кет-Буге открыли памятник в городе Жезказган Карагандинской области Республики Казахстан.