Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021





Яндекс.Метрика





Явь, правь и навь

04.03.2021

Явь, правь и навь — в современном славянском неоязычестве (родноверии) «три стороны бытия» или «три мира славянского мифологического миропонимания». Впервые эта триада упоминается в «Велесовой книге» (подделке, датируемой XIX или XX веком); в аутентичных источниках по славянской мифологии и фольклору известен только термин «навь», означающий мертвеца; «явь» и «правь» в этих источниках не встречаются.

Понятие

«Велесова книга», Дощечка № 1:

праве бо есь невідомо уложена дажьбом, а по ньяко пря же ся теце яве і та соутворі живо то нашо а токо лі одіде сьмртье есь явь есь текоуща а творено о праві наве нбо есте по тоія до те есте нава а по те есте нава а в праві же есте явъ

В интерпретации неоязычника и популяризатора «Велесовой книги» Александра Асова (1992) это означает:

Ибо что положено Даждьбогом в Прави, нам неведомо. А поскольку битва эта протекает в яви, которая творит жизнь нашу, а если мы отойдём — будет смерть. Явь — это текущее, то, что сотворено Правью. Навь же — после неё, и до неё есть Навь. А в Прави есть Явь

Издатель (и вероятный автор) «Велесовой книги» Ю. П. Миролюбов трактует эти термины так:

Нам удалось только после долгих усилий установить, что «Явь» была реальностью, «Правь» — истина, законы, управляющие реальностью, и наконец, «Навь» была потусторонним миром, где была «Явь», не связанная с «Правью», а потому бестелесная…
Усопшие приходили «из Нави, окуду никто вена не приходит венити». Такое общение с усопшими происходит в Яви через Навь. Рай, или божественное обиталище, где … Предки, Пращуры и Шуры …, общается с Явью через «Навь». Это как бы промежуточная ступень, ибо если мы живем в Яви, если сама Жизнь, истечение Живы сквозь время и пространство может идти лишь благодаря Прави — основе, существующей под ней и установленной богами (ипостасями Сварога), то в будущем человек «вдет внави», то есть в загробное существование. Таким образом, смерти не было, а было лишь созерцание «внави зряти» тех, кто ушёл.

Навь

Навьи

Слово «навь» (др.-рус. навь, от слав. *nаvь) означает «мертвец» и «смерть». Является славянским, и родственно древнегерманским аналогам в том же значении, восходя к праиндоевропейскому языку (*nаНu-, вид погребального обряда).

Навь в Толковом словаре Даля трактуется как встречающийся в некоторых губерниях синоним слов мертвец, покойник, усопший, умерший. Б. А. Рыбаков пишет: «Навьи — мертвецы или, точнее, невидимые души мертвецов». По славянским верованиям, — это умершие неестественной смертью люди и не получившие после смерти успокоения. Очень полно раскрывает сущность навий болгарский фольклор: навьи это птицеобразные души умерших, летающие по ночам, в бурю и дождь «на злых ветрах». Крик этих птиц означает смерть; «нави» нападают на беременных женщин и на детей и сосут их кровь.

В «Повести временных лет» (1092) эпидемия в Полоцке приписывается мертвецам, скачущим на невидимых конях по улицам: «навье бьют полочаны».

По мнению В. В. Иванова и В. Н. Топорова, навь в славянской мифологии являлась воплощением смерти, первоначально связанным с представлением о погребальной ладье (индоевроп. *nаНu-), на которой плывут в царство мёртвых.

Навий день

Навьим днём назывался день общего поминовения покойников на Руси. По Далю, это воскресенье, понедельник или вторник на Фоминой неделе (Красная горка, Радоница); начиная с советского периода в литературе как «навий великдень» иногда стал упоминаться четверг после Пасхи.

Явь

Слово «явь» используется в русском языке для обозначения действительности как противопоставления сну, мечте или бреду («мечта стала явью»). Происходит от праслав. *avь, то есть «ясно, известно». В современном русском неоязычестве навь — это мир «загробный», тогда как явь — это мир живых, мир явленный.

Правь

В Старославянском словаре отмечается, что слово «правь» встречалось как наречие и как частица, означая «правильно» как перевод др.-греч. ὀρθῶς, или «истинно, воистину» как перевод др.-греч. ἀμήν. Современный активист неоязычества Д. А. Гаврилов признал, что существительное «правь» не встречается в достоверных источниках и является лексическим нововведением, однако высказал уверенность в том, что «третья составляющая триады» была, но называлась как-то иначе.

Несмотря на отсутствие существительного «правь» в древних текстах, некоторые родноверы считают, что название «православие» (от якобы существовавшего выражения «славить Правь») является «до-христианским названием религии славян» — и поэтому называют свою религию «Родная православная вера» или «Славянская православная вера». Родновер Лев Прозоров (Озар Ворон) отмечает:

Само же слово «православный» было калькой греческого «ортодокс», в свою очередь бывшего калькой с… иудейского «иехудим», как ни грустно это будет слышать иным «славящим Правь» неоязычникам.

Согласно научной этимологии, слово «православие» является калькой с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное славление».