Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер
Полезная информация

















Яндекс.Метрика





Судейкин, Сергей Юрьевич

Сергей Юрьевич (Георгиевич) Судейкин (7 [19] марта 1882, Санкт-Петербург — 12 августа 1946, Найак, штат Нью-Йорк, США) — русский театральный художник, сценограф, живописец и график, авангардист. Муж балерины Ольги Глебовой и актрисы Веры де Боссе.

Биография

Родился в Санкт-Петербурге в семье подполковника Отдельного корпуса жандармов Георгия Порфирьевича Судейкина. Отец был убит в декабре 1883 г. Старший брат - Леонид Георгиевич Судейкин (1876–не ранее 1937, репрессирован), штабс-ротмистр 1-го гусарского Сумского полка, штабс-капитан (1916). Действительный член Историко-родословного общества в Москве (с 20 ноября 1907). Домовладелец (Боженинский пер., 8; Зубовская ул., 13). Служил в Московском комендантском управлении, в Первую мировую числился по гвардейской кавалерии. После 1917 неоднократно арестовывался.

С 1897 по 1909 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, А. С. Степанова, А. М. Васнецова, Н. А. Касаткина, Л. О. Пастернака.

За демонстрацию на студенческой выставке весьма фривольного содержания рисунков, в манере, «не входившей в учебную программу», был отчислен сроком на один год (вместе с М. Ф. Ларионовым и А. В. Фонвизиным). В 1903 г. также учился в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина.

Начало карьеры Сергея Судейкина как театрального художника связано с московским театром «Эрмитаж» в Каретном Ряду. Здесь в 1902 году совместно с Н. Н. Сапуновым он работал над оформлением оперных постановок, в том числе «Орфей» К. В. Глюка и «Валькирия» Р. Вагнера. В 1903 году с тем же Сапуновым иллюстрирует драму М. Метерлинка «Смерть Тентажиля».

В дальнейшем Судейкин оформляет постановки для Малого драматического, Русского драматического и театра Комиссаржевской в Петербурге. Помимо этого, как художник он сотрудничает с журналами «Весы», «Аполлон», «Сатирикон» и «Новый Сатирикон».

В 1904 году участвует в выставке «Алая роза». С 1905 года — участник выставок «Московского товарищества художников», «Союза русских художников» (1905, 1907—1909). В 1907 г. стоял у истоков символистского художественного объединения «Голубая роза». Участник выставок «Венок-Стефанос» (1907, Москва), «Венок» (1908, Петербург).

В январе 1907 года женился на актрисе и танцовщице Ольге Глебовой. Свадьбе предшествовали несколько месяцев отнюдь не платонических отношений с поэтом Михаилом Кузминым, описанные последним в повести «Картонный домик». Так, 22 ноября 1906 г. тот занёс в дневник:

В 1909 г. закончил МУЖВЗ со званием неклассного художника. В том же году поступил в Академию художеств, в мастерскую Д. Н. Кардовского. Тогда же знакомится с А. Н. Бенуа и другими «мирискуссниками». В 1911 г. официально вступил в объединение «Мир Искусства». В этот период большое влияние на художника оказывает творчество К. А. Сомова.

Один из организаторов и декоратор литературно-художественного кабаре «Бродячая собака». В 1912 году оформил спектакль «Изнанка жизни» по пьесе Х. Бенавенте в петербургском театре А. Рейнеке.

В 1915 году выполняет декоративные панно для театра-кабаре «Привал комедиантов». В конце 1915 года расстаётся с женой, Ольгой Глебовой-Судейкиной. В этом же году знакомится с актрисой Верой Шиллинг (урожденной Боссе) в марте 1916 года она переезжает к нему в Петербург. Их образы получили отражение в творчестве Михаила Кузмина («Чужая поэма», пантомима «Влюблённый дьявол»). Обе жены, он сам и Кузмин изображены С. Судейкиным на картине «Моя жизнь» 1916 года.

В 1917 г. Судейкин уезжает в Крым, живёт в окрестностях Алушты, затем в Мисхоре, в Ялте участвует в выставке, организованной С. К. Маковским, вместе с Н. Д. Миллиоти, С. А. Сориным и другими. В феврале 1918 г. женится на Вере Шиллинг, взявшей его фамилию. В апреле 1919 г. переезжает в Тифлис, где оформляет литературные кафе — «Химериони» (ныне — гардероб Государственного Театра имени Шота Руставели) и «Ладья аргонавтов». В декабре 1919 следует в Баку, затем возвращается в Тифлис, а далее в Батум.

В 1920 г. Сергей и Вера Судейкины эмигрируют во Францию, путь его лежит из Батума через Марсель в Париж. В Париже становится сценографом кабаре «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева. В мае 1922 г. расстаётся с женой, Верой Судейкиной. В Париже оформляет два спектакля для труппы Анны Павловой. С труппой Балиева Судейкин приезжает на гастроли в США (1922 г.) и обосновывается в Нью-Йорке.

В период с 1924 по 1931 годы активно работает над оформлением многих постановок для театра «Метрополитен Опера», (балеты И. Стравинского «Петрушка» (1925), «Соловей» (1926), оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова (1930), «Летучий голландец» Р. Вагнера (1931), сотрудничает с труппами М. М. Фокина, Л. Ф. Мясина, Дж. Баланчина. Создает декорации к голливудскому кинофильму «Мы снова живы» (1934—1935) по роману «Воскресение» Л. Н. Толстого.

Семья

Сестра - Софья Георгиевна Судейкина (1879 - ок. 1913?), в замужестве Дриттенпрейс, муж Владимир Петрович.

Жены:

  • Ольга Афанасьевна Судейкина (Глебова)
  • Вера Артуровна Судейкина (Боссе)
  • Джин Судейкина (Палмер) / Jeanne Palmer Soudeikine (1899-1986), певица-сопрано из труппы Метрополитен-опера