Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Ретиф де ла Бретонн, Никола

Никола Ретиф де ла Бретонн (Retif или Restif de La Bretonne) (22 ноября 1734, Саси, деп. Йонна, — 3 февраля 1806, Париж) — французский писатель, один из самых популярных и плодовитых (более 200 томов произведений) писателей Франции в конце XVIII века, последователь Ж.-Ж.Руссо, известный произведениями, носившими скандальный характер из-за чрезмерной для своего времени сексуальной «раскованности» автора.

Биография и творчество

Крестьянин по происхождению; с 1755 работал наборщиком в Париже. В 1764 г., благодаря упорному труду и приобретённой высокой квалификации, он стал фактическим заведующим одной из крупных парижских типографий. В свободное время он написал свою первую книгу, которую озаглавил «Добродетельное семейство» (La Famille vertueuse, 1767).

Ввёл в литературу новую тему — жизнь плебейских слоев населения. Находился под влиянием идей Ж.Ж.Руссо. В романе «Развращённый крестьянин, или Опасности города» (1775) порокам городской жизни противопоставлена утопическая земледельческая коммуна. Роман-утопия «Южное открытие» (1781) написан также под влиянием идей Ж.Ж.Руссо.

Предшественником утопического социализма он выступил и в серии книг под названием «Странные идеи» (1769-89).

Социальная мысль автора весьма наивна. Предельной откровенностью отличается 16-томный автобиографический роман «Господин Никола, или Разоблачённое человеческое сердце» (1794—1797). В нём глубоко раскрыта человеческая психология, изображены быт и нравы Франции XVIII в. Ф. Шиллер по прочтении этой книги в своём письме к Гёте от 2 января 1798 г. отмечал, что, несмотря на то, что в ней содержится много «отталкивающего, плоского и возмутительного, получил большое удовольствие». По мнению Шиллера ему ещё не встречалась «столь сильно чувственная натура, а разнообразие выведенных образов, особенно женских, жизненность и реальность в описании, характерное в нравах и изображение французских национальных свойств в известном классе народа должны заинтересовать».

В результате систематических наблюдений и своих впечатлений от прогулок по Парижу Ретиф создал многотомный цикл очерков «Ночи Парижа» в виде зарисовок с натуры предреволюционной столицы Франции. Книга имеет большую историографическую ценность и является своеообразным дополнением для книги его друга Луи-Себастьяна Мерсье «Картины Парижа» (первое издание в 1781 году в двух томах).

Реалистически-бытовой характер носит серия новелл «Современницы…» (т. 1-42, 1780-85), где создана галерея женских образов. Серия новелл посвящена положению женщины, её важной роли в обществе — в труде, в быту, в семье. Этот цикл отличался демократической направленностью и имел большой успех, особенно в провинции и за границей. Популярность новелл побудила писателя написать продолжение. Он выпустил схожие компиляции: «Француженки», «Парижанки», «Провинциалки». В литературоведении распространено мнение о Ретифе как о своеобразном предшественнике литературного натурализма.

Ретиф де ла Бретонн и фантастика

К истории фантастики имеет отношение роман Ретифа де ла Бретонна «Южное открытие, произведенное летающим человеком, или Французский Дедал» (La decouverte australe par un homme volant, ou le Dédale francais) (1781), герой которого с помощью летательного аппарата (комбинация вертолёта и парашюта) добирается до затерянного мира вблизи Южного полюса, где находит утопическое общество, построенное на принципах коммунизма. Этот роман полон также множеством частных научно-технических предвидений, среди которых исследователи его творчества обнаружили: физику микромира, спутник, авиацию (в том числе её военное использование), межпланетные «снаряды», учение о микробах (в частности, бактериологическое оружие) и т. п. Кроме того, Ретиф де ла Бретонн предвосхитил (в ряде работ) многие открытия и концепции, разработанные значительно позднее: теорию «созидательной эволюции» А. Бергсона, идею «ноосферы» В. И. Вернадского и Тейяра де Шардена. Утопический роман Ретифа де ла Бретонна оказал несомненное влияние на творчество его соотечественников — мыслителей-утопистов Сен-Симона и в особенности Ш. Фурье.