Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер




27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021


27.01.2021





Яндекс.Метрика





Военно-морские силы Китайской Народной Республики

25.02.2021

Военно-морские силы Китайской Народной Республики (кит. 中国人民解放軍海軍; пиньинь: Zhōngguó Rénmín Jiěfàngjūn Hǎijūn [ВМС КНР]), официально — Военно-морской флот Народно-освободительной армии Китая [ВМФ НОАК] — один из видов вооружённых сил Народно-освободительной армии Китайской Народной Республики. Насчитывают 240 тыс. человек и организованы в три флота: Флот Северного Моря со штабом в Циндао, Флот Восточного Моря со штабом в Нинбо, и Флот Южного Моря со штабом в Чжаньцзян. Каждый флот включает в себя надводные корабли, подводные лодки, военно-морскую авиацию и подразделения береговой обороны. Корпус морской пехоты состоит из восьми бригад численностью до 40 тысяч человек.

В феврале 2013 года заместитель начальника Генштаба НОАК Цзи Цзяньго отметил, что в настоящее время угроза безопасности Китая главным образом исходит с моря. Ранее политкомиссар Академии военных наук НОАК генерал Вен Цонгрен заявлял: «Китай должен прорвать блокаду со стороны международных сил против своей морской безопасности. Только когда прорвем её, сможем вести речь о подъёме Китая. Чтобы подъём был стремительным, Китай должен пройти через океаны и выйти из океанов в своем будущем развитии».

История

Устанавливая в процессе гражданской войны в Китае контроль над континентальной частью страны, НОАК не имела своего флота. Однако уже в 1949 году Председатель КПК Мао Цзэдун заявил, что «чтобы противостоять империалистической агрессии, мы должны строить сильный флот». Также, незадолго до окончания войны в распоряжении НОАК оказались некоторые корабли гоминьдановского ВМФ, экипажи которых перешли на сторону КПК. В ноябре 1949 года была основана Военно-морская академия.

Весной 1950 года НОАК осуществила морской десант на Хайнань. Готовился аналогичный десант на Тайвань, но из-за начавшейся войны в Корее этот план не был осуществлен. Официально ВМФ НОАК появился в сентябре 1950 года, а в 1952 году в КНР появилась авиация ВМФ. В 1954 году для помощи ВМФ НОАК были направлены советские военные советники. При советском содействии, в 1954—1955 годах ВМФ НОАК реорганизован, разделившись на три флота: флот Северного моря, флот Восточного моря и флот Южного моря.

Первоначально на китайских судостроительных предприятиях строились копии советских кораблей, однако потом появились и собственные модели. В 1950-е годы всерьез обсуждался проект объединённого советско-китайского тихоокеанского флота.

В 1967 году ВМФ НОАК применён для подавления выступлений в Ухане. Также он не только избежал серьёзных потрясений во время «культурной революции», но и был значительно модернизирован в 1970-е годы: например, в его составе появились атомные подлодки, в том числе с баллистическими ракетами.

С 1980-х годов значительно увеличилась зона действия ВМФ НОАК. Если раньше основной его задачей была оборона побережья, то к концу XX века он стал превращаться в океанский флот.

В 2002 году эскадра Военно-морских сил КНР совершила первое в истории ВМС Китая кругосветное плавание, проложив путь по морям Тихого, Индийского и Атлантического океанов.

В 2012 году в составе ВМФ НОАК появился первый авианосец («Ляонин», бывший советский «Варяг») — Китай стал десятой страной в мире, имеющей в составе вооружённых сил авианосец. В декабре 2015 года ВМС НОАК провели в Южно-Китайском море учения с участием «авианосной боевой группы» (при этом вошли в близкое соприкосновение с кораблями ВМС США, что едва не вызвало конфликт). Заявляется, что к 2020 году Китай намерен иметь уже четыре авианосца для действий как в прибрежных морях, так и в открытом океане.

В 2017 году специалисты ВМС НОАК приступили к созданию новой межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Джуланг-3».

13 мая 2018 года в Даляне Китай начал ходовые испытания первого полностью построенного силами национальной промышленности авианосца проекта 001А. После принятия на вооружение он станет вторым кораблём такого класса в ВМС Народно-освободительной армии Китая.

Организация

Организационно, в состав военно-морского флота НОАК входят:

  • Надводные силы
  • Подводные силы
  • Военно-морская авиация
  • Силы береговой обороны
  • Морская пехота

Структура

Структура флотов ВМС КНР

Вооружение

Список ракет для поражения надводных и наземных целей.

  • DF-26. Баллистическая ракета промежуточной дальности (4000 км), способная работать по кораблям.
  • DF-21D. Противокорабельная баллистическая ракета, похожая на американский «Першинг-2». Маневрирует после прохождения апогея. Предназначена для наземных установок и предположительно для региональных бомбардировщиков H-6N.
  • YJ-100 (CJ-100, DF-100). Двухступенчатая сверхзвуковая крылатая ракета большой дальности. Первая ступень является ускорителем, якобы близким по диаметру к баллистической ракете DF-11 (0,8 м). Вторая ступень, подобно YJ-12, оснащена ПВРД.. Ракета предназначена для поражения крупных кораблей и важных наземных целей. Оценочные размеры YJ-100 позволяют применять её с эсминцев типа 055 и 052D, но ракету DF-100 пока видели только на колёсных шасси.
  • YJ-12. Сверхзвуковая крылатая ракета с дальностью до 400 км. Устанавливается на бомбардировщики H-6K и JH-7B, модернизированные эсминцы проекта 956 (вместо «Москитов»). На параде в 2019 году продемонстрированы наземные установки с модификацией YJ-12B.
  • YJ-18. Клон российского «Калибра». Дальность 537 км. Имеет дозвуковую скорость на марше, разгоняясь до сверхзвука при подлёте к цели. Загружается в пусковые ячейки эсминцев типов 055 и 052D, атомных подводных лодок типа 093A; в торпедные аппараты дизельных подлодок типа 039A «Юань».
  • Club — экспортная версия «Калибра» с искусственно ограниченной дальностью 220 км. Ею оснащаются купленные в России дизельные подлодки проекта 636М.
  • CJ-10 (DH-10) и CJ-20 (K/AKD-20). Семейство дозвуковых крылатых ракет дальностью 1500—2500 км, предназначенное для бомбардировщиков H-6K (K/AKD-20) и наземных установок (DH-10). Это дополнительная опция для эсминцев и подводных лодок.
  • YJ-62. Дозвуковая крылатая ракета с дальностью 220 км, которая служит главным калибром для эсминцев 052C. Базируется и на побережье.
  • YJ-83/KD-88. Семейство дозвуковых ракет дальностью 120—180 км. Является основным ударным вооружением для истребителей Су-30/J-16 и палубных J-15. Ракету YJ-83 несут фрегаты типа 054A, корветы типа 056 и ракетные катера типа 022.

Часть перечисленных ракет пока подтверждена только для ракетных войск и ВВС, но может работать в интересах ВМС или потенциально применима кораблями и летательными аппаратами ВМС.

В 2019 году проведено испытание гиперзвуковой крылатой ракеты с ПВРД. Вероятно, речь идёт о прототипе Jia Geng No. 1. Она влезает по габаритам в пусковые ячейки эсминцев 055 и 052D, но при условии, что будут складываться её крылья, достигающие в размахе 2,5 метров.

Зенитно-ракетные комплексы.

  • HHQ-9. Копия или модификация российского С-300ПМУ-2 «Фаворит» (ракета 48Н6Е2). Дальность: 200—250 км. Заряжается в пусковые ячейки эсминцев типа 055, 052D и 052С.
  • HHQ-16. Копия или модификация российского ЗРК «Штиль-1» («Бук-М2»). Дальность 40-70 км. Устанавливается на эсминцы проекта 956 и фрегаты типа 054A.
  • DK-10A. Морская версия ракеты воздушного боя PL-12 дальностью 50 км с активной радиолокационной головкой самонаведения. Может пополнить боекомплект эсминцев.
  • HHQ-10. Имеет улучшенную версию ракеты TY-90 c инфракрасной ГСН. Аналогичен американскому RIM-116. Дальность до 9 км. Ставится на большинство надводных кораблей.

Разрабатывается ЗРК HQ-26 для кинетического перехвата баллистических ракет и низкоорбитальных спутников.

Боевой состав

Источник: Chinese Naval Vessels // SinoDefence.com

Подводный флот

Китайский подводный флот крупнейший в мире — в его составе около 70 дизельных и атомных подлодок.. Китай построил дополнительные цеха в Хулудао, рассчитанные на одновременное строительство нескольких атомных подводных лодок. В 2021 году космические аппараты сфотографировали, как думают эксперты, начало серийного производства атомных субмарин нового проекта.

Авианосцы

Десантные корабли и катера

Эскадренные миноносцы УРО

ТТХ эскадренного миноносца проекта 055

Полное водоизмещение корабля составляет 12.3 тыс. тонн. По этому показателю проект 055 является крупнейшим кораблём такого класса в ВМС НОАК и вторым в мире после американского эсминца «Замволт» («Zumwalt») (более 14 тыс. тонн). Длина эсминца составляет 183 метра, ширина- 22 метра. Максимальная скорость хода-32 узла, а дальность плавания-7 тыс. морских миль. Экипаж корабля составляет 310 человек. Основное вооружение эсминца будет включать в себя два блока по 64 и 48 установки вертикального пуска суммарной ёмкостью 112 ракет.

Фрегаты УРО

Корветы УРО

Прочее

Состав авиационных сил

Самолёты

Вертолёты

Заморские военные базы

Для народного хозяйств КНР большое значение имеет бесперебойное снабжение газом и нефтью. Так, к 2005 г. доля нефти, добываемая на своей территории, покрывала менее половины потребности в ней; в стране практически отсутствовали стратегические запасы нефти; а большая часть импорта из Ближнего Востока происходит по морю, через Индийский океан и Малаккский пролив (ширина всего 40 км), а затем мимо Камрани (Вьетнам).

В этих условиях любое обострение отношений с, например, США, и нарушение поставок нефти, может иметь очень серьёзные последствия — доля импортируемой нефти растёт, и в 2016 году достигла 2/3 от потребляемой. Сложившиеся условия заставляют (пока) не ограничиваться защитной прибрежных районов от нападения с моря.

С целью обеспечения бесперебойных поставок нефти, КНР активно наращивает мощь ВМС, и пункты обеспечения их деятельности в Тихом и Индийском океанах. Для этого КНР заключает договора с разными странами в этих регионах, и захватывает спорные территории. Если в 1976 г. военное судно КНР впервые в истории ВМФ НОАК вышло из прибрежных морей в центральную часть Тихого океана, то в 2008 г. корабли уже постоянно патрулировали разные участки Индийского и Тихого океанов. Для обеспечения их присутствия в Мировом океане были созданы (или арендованы) военно-морские базы, пункты всестороннего снабжения, радиоэлектронной разведки и навигационного обеспечения:

В Тихом океане:

  • Пункт Вуди (Woody Island, Парасельские отрова). Продолжаются работы по оборудованию причалов, способных принимать крупные надводные корабли и подводные лодки. Есть аэродром с взлётно-посадочной полосой 2350 м. Предполагают, что на острове могут быть размещены зенитные ракетные комплексы HQ-9 с дальностью 200 км, способный перехватывать баллистические ракеты. Имеются причалы для гидросамолётов; за счёт намывания грунта ведётся подготовка к увеличению длины ВПП так, чтобы принимать самолёты всех типов.
  • Пункт Фаери Кросс входит в состав архипелага Спратли. Состоит из ряда рифов, расстояние между которыми доходит до 300 км. Основным объектом является атолл Файери Кросс (искусственно созданный). На нём находится аэродром (ВПП 3000 м), параллельная рулёжная дорожка, причалы для приёма крупных надводных кораблей (включая нефтеналивные), метеостанция, склады ГСМ и боеприпасов. На других атоллах (рифы: Джонсона, Куатерон, Гейвен, Суби, Мисчиф) находятся посты наблюдения, средства ПВО, 3 аэродрома, посты раннего предупреждения, передовой обороны и др. В мае 2018 г. на трёх спорных островах были размещены ракеты большой дальности, способные уничтожать корабли на расстоянии до 545 км (YJ-12B) и воздушные цели на расстоянии до 300 км (HQ-9B).


В Индийском океане:

— Северная часть океана.

  • Порт Чаупхью (остров Рамри, Мьянма) — конечный пункт нефтепроводов и газопроводов, проведённых из КНР с целью разгрузить морской путь перевозок и избежать прохода уязвимых танкеров через Молуккский пролив. Планируется строительство железной дороги до провинции Юньнань (КНР). Обеспечивает корабли ВМС НОАК водой, продовольствием, топливом.
  • Порт Читтагонг (Бангладеш) — предназначен для размещения боевых и торговых кораблей, обеспечивает контейнерные перевозки.
  • Порт Хамбантота (Шри-Ланка) — контейнерный порт, обеспечивает корабли, несущие дежурство в Индийском океане.
  • Порт Янгон (Мьянма) — крупный транспортный узел, используется для дозаправки кораблей.

Разрабатываются планы по его использованию для выхода в Индийский океан из юго-западной провинции КНР Юньнань.

  • Порт Гвадар (Пакистан) — военно-морская база с 12 причалами и оборудованием для навигационного обеспечения подводных лодок; соединён с военно-морской базой Пасни автодорогой, которая может использоваться для взлёта и посадки самолётов. Сухопутным путём Гвадар соединён с Синьцзян-Уйгурским автономным районом. По договорённости с правительством Пакистана, в Гвадере также размещена китайская станция радиоперехвата. В развитие порта КНР вложила свыше 2.6 млрд долларов.
  • Вспомогательный пост на острове Коко (Мьянма) — центр радиолокационного наблюдения за прохождением судов и навигационная станция для подводных лодок. Используется для связи, радиоэлектронной разведки и РЭБ.

— Западная часть океана

  • Порт Салала (Оман) — пять причалов длиной от 300 до 1200 м, глубина в порту 18 м. Используется для дозаправки кораблей ВМС НОАК.
  • Порт Аден (Йемен) — 16 причалов, есть плавучие доки и слипы для ремонта кораблей типа эсминец.
  • Порт Джибути (Джибути — обеспечивает базирование кораблей вплоть до крейсеров. Длина причалов 3800 м, глубина 12 м. КНР заключила договор о строительстве военно-морской базы, договор о свободной торговой зоне и о праве работать в стране китайским банкам. На 2017 г. использовался для снабжения судов водой, топливом и продовольствием.
  • Порт Дар-эс-Салам (Танзания) — общая длина причалов 3800 м, глубина 12 м, есть склады и нефтехранилища. В 12 км есть аэродром с двумя ВПП.
  • Порт Момбаса (Кения) длина причалов 4500 м, глубина до 13 м. Есть склады, два нефтехранилища, сухой док, слипы, рядом аэродром 1 класса с ВПП 3300 м.

— Южная часть океана

  • Порт Виктория (Сейшельские острова — используется для снабжения китайских судов топливом.
  • Порт Анциранана (Мадагаскар) — используется для дозаправки.
  • Используется ряд других меньших пунктов всестороннего обеспечения. Правительство КНР изучает обстановку и пытается заключать двусторонние договора для использования иностранных портов для обеспечения присутствия своих ВМС в районах Мирового океана, сильно удалённых от материкового Китая.

Однако из-за значительных качественного и количественного отличия состава ВМС КНР и США, перспективы гарантированного безопасного подвоза нефти морским путём в ближайшее время не предвидится. Проблема могла бы быть решена при установлении полного контроля над такими нефтеносными районами, поставки из которых трудноуязвимы для ударов с моря.

Правительство КНР проявляет интерес к участию в освоении Дальнего Востока и Сибири (РФ), среднеазиатских государств, усилило внимание к освоению Северного морского пути (строятся ледоколы), и добыче углеводородов в этом регионе.

Флаги кораблей и судов

  • Флаг кораблей и судов ВМФ КНР

  • Гюйс кораблей и судов ВМФ КНР