Главная
Новости
Строительство
Ремонт
Дизайн и интерьер

















Яндекс.Метрика





Сапогова, Елена Евгеньевна

Елена Евгеньевна Сапогова (род. 30 октября 1958, Владивосток, СССР) — советский и российский психолог. Доктор психологических наук (1995), профессор (1997). Почётный работник высшего профессионального образования РФ (2003). Профессор кафедры психологии образования Института педагогики и психологии МПГУ (с 2015 по настоящее время), заведующая кафедрой психологии Тульского государственного университета (1997-2015).

Биография

Окончила факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова в 1982 году, аспирантуру НИИ ОПП АПН СССР в 1985 году, докторантуру ПИ РАО в 1994 году.

В 1982-1994 гг. после окончания университета работала в Тульском государственном педагогическом институте им. Л.Н. Толстого и Тульском политехническом институте, обучалась в аспирантуре НИИ ОПП АПН СССР и НИИ ДВ АПН СССР.

В 1985 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6-7-летнего возраста» (19.00.07, научный руководитель — В. В. Давыдов).

В 1995 году защитила докторскую диссертацию на тему «Развитие знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста» (19.00.07).

В 1995-1997 гг. работала на кафедре психологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.

В 1995 г. присвоено звание доцента, а затем профессора по кафедре психологии (1997).

С 1997 по 2015 г. была заведующей кафедрой психологии Тульского государственного университета. С 2015 г. работает в МПГУ - сначала в должности профессора кафедры психологии развития, с 2017 г. - в должности профессора кафедры психологии образования. С 2015 г. работает в должности профессора кафедры общей психологии и кафедры возрастной и семейной психологии Московского института психоанализа.

Научная деятельность

Сфера научных интересов: экзистенциальная психология, нарративная психология, психология личности, психология сознания, психологическая антропология, психосемиотика, психогерменевтика.

В научных исследованиях 1982-1995 гг. развивала психосемиотическое направление в психологии предусматривающее исследование фундаментальных свойств сознания и фиксации концептов субъективного опыта в контексте культурного социогенеза. Разработала модель становления знаково-символической функции сознания и развития воображения, обеспечивающую структурирование современных знаний о функционировании системообразующих компонентов индивидуальной семиосферы в контексте культурного социогенеза субъекта. Разработала структурно-геременевтическую концепцию знаково-символической деятельности сознания как системного образовании, включающего три иерархически организованных уровня - замещение, моделирование, умственное экспериментирование, - позволяющих моделировать во внутреннем плане сознания объективную и субъективную реальность, упорядочивать и преобразовывать в рамках семиосферы объективный мир, конструировать идеализированную квазипредметность как систему концептов индивидуального опыта («образ мира» и образ «Я» субъекта) по существенным признакам и творчески оперировать в ней знаковыми моделями разного уровня, создавая фрагменты новой онтологии. Является автором монографии «Ребёнок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника» (1992.) и внедрённой в практику дошкольного образования развивающей программы «Азбука воображения» (1993).

В работах 1995-2000 гг. разработала базовую модель культурного социогенеза и становления семиосферы современного субъекта, описала параметры микрокультурного пространства семьи, создающие системные связи между внутрисемейными нарративными традициями и формированием «Я» развивающегося субъекта. Разработала понятия личностной мифологемы, индивидуальной субличностной мифологии («легенд о себе»), процессов самопроектирования и жизнетворчества. Экспериментально исследовала ряд концептов, выстраивающих индивидуальную семиосферу, а также разработала модель гипертекстового индивидуального пространства субъекта.

Исследованиями 1997-2005 гг. внесла существенный вклад в развитие современных знаний о становлении профессиональной ментальности психолога и фундаментальных парадигмах обучения профессиональной психологии на основе разрабатываемой ею в последние годы социокультурной акмеологии. Является автором цикла из 20 статей о компонентах психологической ментальности, системообразующих ориентирах организации высшего психологического образования, базовых парадигмах обучения психологическим дисциплинам, а также консультативных дискурсов и проблемы понимания в психологическом консультировании. На базе выделенных паттернов профессиональной ментальности психолога разработала идеи социокультурного сопровождения и интеграции учебных дисциплин при обучении психологии, внедренных в практику обучения профессиональных психологов в Тульском государственном университете. На основе авторских идей опубликованы популярные учебные пособия «Психология развития человека», «Задачи по общей психологии», «Культурный социогенез и мир детства», «Консультативная психология», «Практикум по консультативной психологии», выдержавших два переиздания.

В 2005-2018 гг. в фокусе исследовательской работы оказались индивидуальные нарративы субъекта, психология частной жизни субъекта, анализ модусов существования и экзистенциальных логик жизни взрослого субъекта, психологические проблемы лиминальных и кризисных периодов в жизни взрослого человека. Является автором диагностических методик «Модусы жизни», «Экзистенциальные логики жизни» и известных монографий «Экзистенциальная психология взрослости» (2013), «Семантика личной жизни: Экзистенциально-нарративный анализ автобиографических историй» (2012), «Территория взрослости: Горизонты саморазвития во взрослом возрасте» (2015), «Лабиринты автобиографии: экзистенциально-нарративный анализ личных историй» (2017).

Практически реализовала межвузовское интеграционное взаимодействие исследователей в области социокультурной, экзистенциальной и нарративной психологии в рамках организации и проведения семи научно-практических конференций и научных семинаров.

В настоящее время развивает авторское экзистенциально-нарравтивное направление в психологии, связанное с исследованием биографического и экзистенциального оыпта личности, становлением субъективной онтологии, механизмов трансляции микрокультуры и становлением индивидуальной субкультуры личности, личностных тезаурусов.

Является автором более 300 научных работ, в числе которых монографии:

● «Лабиринты автобиографии: экзистенциально-нарративный анализ личных историй» (2017),

● «Территория взрослости: горизонты саморазвития во взрослом возрасте» (2016),

● «Экзистенциально-нарративный подход в исследовании личности и ее жизненного пути» (2015),

  • «Семантика личной жизни: экзистенциально-нарративный анализ автобиографических историй» (2014),
  • «Экзистенциальная психология взрослости» (2013),
  • «Лиминальность: опыт экзистенциально-психологической интерпретации» (2010);
  • «Ребенок и знак: Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника» (1993);
  • «Шестилетний ребёнок: вопросы и ответы» (1992),

Под руководством Е. Е. Сапоговой защищено 9 кандидатских диссертаций и 2 докторские диссертации.

Член редакционной коллегии научных журналов «Вестник Пермского государственного университета. Философия. Психология. Социология», «Вестник гуманитарного образования» ("Вестник Вятского государственного университета").

Преподавательская деятельность

Е. Е. Сапогова читает ряд учебных дисциплин для бакалавриата психологических направлений и специальностей:

  • «Психология развития, возрастная психология» («Детская и возрастная психология»),
  • «Консультативная психология»,
  • «Этническая психология»,
  • «Психолингвистика, психосемиотика, психогерменевтика»,
  • «Основы практического психоанализа»,
  • «Культурный социогенез и мир детства»,
  • «Ребенок в структуре семейных отношений»,
  • «Психология личности»,
  • «Психология развития личности в зрелом возрасте»,
  • «Геронтопсихология»,
  • «Акмеология»,
  • «Развитие ребенка раннего возраста».

Магистерские авторские спецкурсы

  • «Экзистенциальная психология взрослости»,
  • «Биографический анализ в возрастной психологии»,
  • «Теория и практика возрастно-психологического консультирования»,
  • «Кризисы жизни и их преодоление»,
  • «Психологический анализ жизненного пути личности»,
  • «Нарративная психология и психотерапия»,
  • «Возрастно-психологический подход в консультировании»,
  • «Проективные методы в психологическом консультировании»,
  • «Консультирование субъектов образования»,
  • «Научно-исследовательская практика»,
  • «Методологический семинар»,

Е. Е. Сапогова — автор популярных учебных пособий, выдержавших ряд переизданий:

  • «Научно-педагогическая практика в магистратуре» (2012),
  • «Практикум по консультативной психологии» (2010, 2020),
  • «Консультативная психология» (2008, 2019),
  • «Культурный социогенез и мир детства. Лекции по историографии и культурной истории детства» (2004),
  • «Сто игр для больших и маленьких: игры для развития воображения дошкольников» (2002),
  • «Психология развития человека» (2001, 2005),
  • «Задачи по общей психологии» (2001),
  • «Психология развития: ретроспективы и перспективы становления человека» (2000),
  • «1001 задача по психологии» (части I—IV, 1999),
  • «Азбука воображения» (1995).